Игры для неговорящих детей

Игры на развитие понимания речи.

Цель: расширить пассивный словарь ребенка.

Ребенок должен хорошо знать названия таких предметов, с которыми он постоянно соприкасается – это игрушки, предметы одежды, части тела (глаза, уши, нос, рот, руки, ноги, голова), предметы домашнего обихода (стол, стул, диван, чашка, ложка, тарелка, полотенце, мыло, расческа и т.д.), названия животных, которых часто видит, названия предметов и явлений, которые видит на улице (трава, солнце, дом, машина, вода и т.д.). Если ребенок уже знает много названий объектов, то нужно как можно скорее начать обучать его понимать названия действий, постоянно задавать вопросы: Где? Куда? Откуда? Что? Кому? Для кого? В пассивном словаре ребенка должны быть названия действий, которые он сам совершает (спит, сидит, гуляет, играет, умывается, причесывается, вытирается, бежит, катается, несет, подает, кричит), которые он часто видит, совершаемые мамой, папой, бабушкой, сестрой и т.д. (читает, пишет, варит, чинит, моет, стирает, подметает, гладит, пилит, забивает и т.д.). Взрослому нужно говорить короткими понятными предложениями, повторять фразы, употреблять одни и те же слова в разных грамматических формах. Надо постоянно задавать ребенку вопросы, чтобы побуждать его общаться с вами теми речевыми средствами, которые у него есть: отдельными слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами. Игры и упражнения могут проводиться с игрушками, одеждой, предметами домашнего обихода и т.д. Можно попросить ребенка принести знакомый предмет (отнести, положить, достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому выполнить его, проговаривая совершаемое действие. Пополнять пассивный словарь ребенка можно, используя все режимные моменты дня.