Пробный вариант ЕГЭ - №1

 A 1. По­след­ним кня­зем еди­ной Руси в XII в. был

1) Юрий Дол­го­ру­кий
2) Вла­ди­мир Мо­но­мах
3) Мсти­слав Ве­ли­кий
4) Яро­слав Муд­рый
A 2  Кто стоял во главе рус­ских войск, одер­жав­ших по­бе­ду на льду Чуд­ско­го озера?
1) Дмит­рий Дон­ской
2) Алек­сандр Нев­ский
3) Свя­то­слав Иго­ре­вич
4) Иван Ка­ли­та
 A 3. Что по­слу­жи­ло одной из при­чин па­де­ния Из­бран­ной Рады?
1) вос­ста­ние в Москве 1542 г.
2) раз­но­гла­сия в вы­бо­ре глав­но­го на­прав­ле­ния внеш­ней по­ли­ти­ки
3) поход крым­ско­го хана Девлет-Гирея на Моск­ву
4) созыв Сто­гла­во­го со­бо­ра
 A 4  Какой из на­зван­ных хра­мов яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком древ­не­рус­ско­го зод­че­ства XII в.?
1) Ар­хан­гель­ский собор Мос­ков­ско­го Крем­ля
2) цер­ковь По­кро­ва на Нерли
3) цер­ковь Воз­не­се­ния в селе Ко­ло­мен­ском
4) собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го в Москве
A 5 Про­чти­те от­ры­вок из ра­бо­ты со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка и ука­жи­те, в чьё прав­ле­ние про­изо­шли упо­ми­на­е­мые в тек­сте пре­об­ра­зо­ва­ния. «Оформ­ле­ние при­каз­ной си­сте­мы ста­ви­ло пра­ви­тель­ство перед не­об­хо­ди­мо­стью ре­ор­га­ни­за­ции корм­ле­ний... От­ме­ну корм­ле­ний и пре­об­ра­зо­ва­ние во­ен­но-слу­жи­лой си­сте­мы... обыч­но счи­та­ют круп­ней­ши­ми ме­ро­при­я­ти­я­ми Из­бран­ной рады».
1) Бо­ри­са Го­ду­но­ва
2) Ивана IV
3) Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча
4) Ивана III
 A 6 №  Какое из на­зван­ных мор­ских сра­же­ний про­изо­шло в ходе Се­вер­ной войны?
1) На­ва­рин­ское
2) Ган­гут­ское
3) Че­смен­ское
4) Си­ноп­ское
 A 7 Воз­ник­но­ве­ние в годы цар­ство­ва­ния Ни­ко­лая I по­ло­же­ний тео­рии офи­ци­аль­ной на­род­но­сти — «пра­во­сла­вие, са­мо­дер­жа­вие, на­род­ность» — свя­зы­ва­ют с име­нем
1) П. А. Сто­лы­пи­на
2) К. П. По­бе­до­нос­це­ва
3) С. С. Ува­ро­ва
4) С. Ю. Витте
 A 8.Уси­ле­ние вли­я­ния Рос­сии в Ев­ро­пе в годы цар­ство­ва­ния Алек­сандра I было до­стиг­ну­то в ре­зуль­та­те
1) за­вер­ше­ния За­гра­нич­но­го по­хо­да рус­ской армии, ка­пи­ту­ля­ции Фран­ции
2) за­во­е­ва­ния Рос­си­ей вы­хо­да к Чёрному морю
3) во­ен­ных успе­хов Рос­сии в годы Се­ми­лет­ней войны
4) вклю­че­ния в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства Пра­во­бе­реж­ной Укра­и­ны
A 9  Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те на­зва­ние пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­ной мысли се­ре­ди­ны XIX в., о ко­то­рых идёт речь.

 

«[Они] утвер­жда­ли, пре­жде всего, что еди­ной об­ще­че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции и, сле­до­ва­тель­но, еди­но­го пути раз­ви­тия для всех на­ро­дов не су­ще­ству­ет. Каж­дый народ или груп­па близ­ких на­ро­дов живёт своей са­мо­сто­я­тель­ною, "са­мо­быт­ною" жиз­нью, в ос­но­ве ко­то­рой лежит глу­бо­кое идей­ное на­ча­ло, "на­род­ный дух", про­ни­ка­ю­щий во все сто­ро­ны на­род­ной жизни. Для Рос­сии этими ис­кон­ны­ми идей­ны­ми на­ча­ла­ми яв­ля­ют­ся пра­во­слав­ная вера и свя­зан­ные с нею прин­ци­пы внут­рен­ней прав­ды и ду­хов­ной сво­бо­ды; во­пло­ще­ни­ем этих начал в жизни яв­ля­ет­ся об­щи­на, кре­стьян­ский мир как доб­ро­воль­ный союз для вза­им­ной по­мо­щи и под­держ­ки».

1) сла­вя­но­фи­лы
2) де­каб­ри­сты
3) на­род­ни­ки
4) за­пад­ни­ки
 A 10 От­ме­на вре­мен­но­обя­зан­но­го со­сто­я­ния кре­стьян, раз­ра­бот­ка фаб­рич­но­го за­ко­но­да­тель­ства, из­да­ние цир­ку­ля­ра «о ку­хар­ки­ных детях», огра­ни­че­ние прав земств - всё это от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию
1) Алек­сандра III
2) Алек­сандра II
3) Ни­ко­лая I
4) Алек­сандра I
A 11  Что из пе­ре­чис­лен­но­го по­вли­я­ло на ре­ше­ние Алек­сандра II о про­ве­де­нии Кре­стьян­ской ре­фор­мы?
1) по­ра­же­ние Рос­сии в Крым­ской войне
2) по­бе­да Рос­сии в Оте­че­ствен­ной войне 1812 г.
3) тер­рор на­ро­до­воль­цев
4) по­бе­да Рос­сии в рус­ско-ту­рец­кой войне 1877—1878 гг.
 A 12 . Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­цы и на­зо­ви­те го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

 

«Сво­и­ми <...> ре­фор­ма­ми [он] от­крыл перед каж­дым кре­стья­ни­ном воз­мож­ность выйти из об­щи­ны ("мира") и при­об­ре­сти, и воз­де­лы­вать с по­мо­щью пра­ви­тель­ства соб­ствен­ную землю. Со­зда­ни­ем ши­ро­кой сети зер­но­вых эле­ва­то­ров, при­над­ле­жав­ших го­су­дар­ствен­но­му банку, он дал кре­стья­нам воз­мож­ность хра­нить зерно и с по­мо­щью до­ста­точ­ных го­су­дар­ствен­ных кре­ди­тов про­да­вать его за вы­год­ную цену».

1) П. Н. Ми­лю­ков
2) К. П. По­бе­до­нос­цев
3) М. М. Спе­ран­ский
4) П. А. Сто­лы­пин
 A 13. К. С. Ста­ни­слав­ский и В. И. Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко были ос­но­ва­те­ля­ми
1) Ху­до­же­ствен­ной га­ле­реи в Москве
2) Кунст­ка­ме­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге
3) Музея изящ­ных ис­кусств в Москве
4) Мос­ков­ско­го об­ще­до­ступ­но­го ху­до­же­ствен­но­го те­ат­ра
 A 14  За­ме­на прод­развёрстки прод­на­ло­гом озна­ме­но­ва­ла пе­ре­ход со­вет­ской вла­сти к
1) новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке
2) ин­ду­стри­а­ли­за­ции стра­ны
3) кол­лек­ти­ви­за­ции де­рев­ни
4) во­ен­но­му ком­му­низ­му
A 15  Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к по­след­стви­ям по­бе­ды И. В. Ста­ли­на во внут­ри­пар­тий­ной борь­бе?
1) утвер­жде­ние внут­ри­пар­тий­ной де­мо­кра­тии
2) кри­ти­ка со сто­ро­ны ру­ко­вод­ства ле­нин­ско­го на­сле­дия
3) рас­кол пар­тии на боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков.
4) уста­нов­ле­ние в пар­тии и стра­не куль­та лич­но­сти
A 16. Круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне про­изо­шло в ходе битвы
1) Кур­ской
2) Мос­ков­ской
3) Бер­лин­ской
4) Ста­лин­град­ской
A 17. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний Г.К. Жу­ко­ва и ука­жи­те на­зва­ние во­ен­ной опе­ра­ции, о ко­то­рой идёт речь.

 

«Пред­при­ни­мая опе­ра­цию... не­мец­ко-фа­шист­ское ко­ман­до­ва­ние рас­счи­ты­ва­ло раз­гро­мить со­вет­ские вой­ска на вя­зем­ско-мос­ков­ском и брян­ско-мос­ков­ском на­прав­ле­ни­ях и, обой­дя Моск­ву с се­ве­ра и с юга, овла­деть ею в воз­мож­но ко­рот­кий срок... Пер­вое окру­же­ние и раз­гром со­вет­ских войск пла­ни­ро­ва­лось про­ве­сти в рай­о­нах Брян­ска и Вязь­мы; вто­рое окру­же­ние и за­хват Моск­вы за­мыш­ля­лось осу­ще­ствить путём глу­бо­ко­го об­хо­да бро­не­тан­ко­вы­ми вой­ска­ми Моск­вы с се­ве­ро-за­па­да через Клин и с юга через Тулу, Ка­ши­ру».

1) «Бар­ба­рос­са»
2) «Баг­ра­ти­он»
3) «Тай­фун»
4) «Ци­та­дель»
A 18. Кого из ука­зан­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей свя­зы­ва­ют с на­ча­лом «хо­лод­ной войны»?
1) Ф. Ру­звель­та, М. М. Лит­ви­но­ва
2) Р. Рей­га­на, А. Н. Ко­сы­ги­на
3) У. Чер­чил­ля, И. В. Ста­ли­на
4) Дж. Кен­не­ди, Н. С. Хрущёва
A 19 . Что стало ре­зуль­та­том Ка­риб­ско­го кри­зи­са 1962 г.?
1) выход США из до­го­во­ра по ПРО
2) со­зда­ние ОВД
3) под­пи­са­ние СССР и США до­го­во­ра о лик­ви­да­ции ракет сред­ней и малог даль­но­сти
4) вывод со­вет­ских ракет с Кубы, обя­за­тель­ство США не втор­гать­ся на ост­ров
 A 20  Ос­но­ва­те­ля­ми новых те­ат­ров в 1920-е гг. были
1) Б. М. Ку­сто­ди­ев, К. С. Ма­ле­вич
2) В. Э. Мей­ер­хольд, Е. Б. Вах­тан­гов
3) М. А. Бул­га­ков, Н. Ф. По­го­дин
4) С. М. Эй­зен­штейн, И. А. Пы­рьев
 A 21 . Ры­ноч­ные ре­фор­мы в Рос­сии 1990-х гг. были свя­за­ны с
1) фор­ми­ро­ва­ни­ем но­во­го клас­са соб­ствен­ни­ков
2) ро­стом круп­ной про­мыш­лен­но­сти
3) укреп­ле­ни­ем кол­хо­зов
4) раз­ви­ти­ем во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са
 B 1 . Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

 

1) вве­де­ние уроч­ных лет

2) за­клю­че­ние пер­во­го рус­ско-ви­зан­тий­ско­го до­го­во­ра

3) окон­ча­ние Смуты в Рос­сии

4) из­да­ние ма­ни­фе­ста о трёхднев­ной бар­щи­не

5) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да к Москве

 

___ ___ ___ ___ ___
 B 2 . Вы­бе­ри­те из спис­ка три меры, от­но­ся­щи­е­ся к су­деб­ной ре­фор­ме им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II. Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) от­ме­на те­лес­ных на­ка­за­ний для кре­стьян

2) уста­нов­ле­ние не­за­ви­си­мо­сти след­ствия от по­ли­ции

3) осо­бый во­лост­ной суд для кре­стьян

4) вве­де­ние ин­сти­ту­та «при­сяж­ных по­ве­рен­ных» (ад­во­ка­тов)

5) вве­де­ние про­ку­ра­ту­ры

6) уни­что­же­ние осо­бо­го цер­ков­но­го суда

 B 3 . Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между участ­ни­ка­ми со­бы­тий во­ен­ной ис­то­рии и этими со­бы­ти­я­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр без про­бе­лов и каких-либо сим­во­лов (не более че­ты­рех цифр)

 

УЧАСТ­НИ­КИ

А) Дмит­рий Боб­рок

Б) Кузь­ма Минин

В) Алек­сандр Мен­ши­ков

Г) князь Гри­го­рий По­тем­кин

СО­БЫ­ТИЯ

1) осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков в 1612 г.

2) Ку­ли­ков­ская битва

3) «сто­я­ние на Угре»

4) Се­вер­ная война

5) при­со­еди­не­ние Крыма

 B 4 . Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям (яв­ле­ни­ям) XIX в.

 

1) воль­ные хле­бо­паш­цы; 2) ми­ни­стер­ства; 3) де­каб­ри­сты; 4) тре­тье­и­юнь­ский пе­ре­во­рот; 5) зем­ства; 6) во­ен­ные по­се­ле­ния.

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 B 5 . На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

 

После свер­же­ния Ва­си­лия Шуй­ско­го в Рос­сии на­хо­ди­лось у вла­сти бо­яр­ское пра­ви­тель­ство, во­шед­шее в ис­то­рию под на­зва­ни­ем______________.

 B 6 . За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Но­во­вве­де­ние Дата Пра­ви­тель
(А) 1711 г. Пётр I
(Б) (В) Ека­те­ри­на II
вве­де­ние все­об­щей
во­ин­ской по­вин­но­сти
(Г) (Д)
(Е) 1802 г. Алек­сандр I

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты

1) ос­но­ва­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та

2) 1785 г.

3) Павел I

4) при­ня­тие Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ству

5) учре­жде­ние Се­на­та

6) 1874 г.

7) учре­жде­ние ми­ни­стерств

8) Алек­сандр II

9) 1755 г.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

A Б В Г Д Е
B 7 . Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) Олег был пер­вым скан­ди­нав­ским кня­зем, при­глашённым на Русь сла­вян­ски­ми и фин­ски­ми пле­ме­на­ми

2) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

3) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

4) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

5) ва­ря­ги – наёмные воины из Скан­ди­на­вии на служ­бе древ­не­рус­ских кня­зей

6) чудь, меря, весь от­но­сят­ся к во­сточ­но­сла­вян­ским пле­ме­нам

 

____ ____ ____
B 8 . Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

На­зо­ви­те месяц 1945 г., когда на­ча­лись бо­е­вые дей­ствия, обо­зна­чен­ные на карте стрел­ка­ми.

B 9 . Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

B 10  Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние реки, обо­зна­чен­ной на схеме циф­ра­ми «2».

 B 11. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия Крас­ной армии в ходе про­ве­де­ния опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он».

2) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, про­ис­хо­ди­ли позже встре­чи ру­ко­во­ди­те­лей дер­жав «Боль­шой трой­ки» в Крыму.

3) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, яв­ля­ют­ся ча­стью ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

4) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на дан­ной схеме стрел­ка­ми, дли­лись около по­лу­го­да.

5) С окон­ча­ни­ем во­ен­ных дей­ствий, обо­зна­чен­ных на схеме, Вто­рая ми­ро­вая война ещё не была за­кон­че­на.

6) Одним из фрон­тов Крас­ной армии, участ­во­вав­ших в со­бы­ти­ях, обо­зна­чен­ных на схеме, ко­ман­до­вал Г. К. Жуков.

 

___ ___ ___
B 12 . Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

Какие суж­де­ния о дан­ной кар­ти­не яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) На кар­ти­не изоб­ра­же­ны пред­ста­ви­те­ли цар­ской ди­на­стии.

2) Автор кар­ти­ны яв­лял­ся чле­ном То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок.

3) Дан­ная кар­ти­на яв­ля­ет­ся един­ствен­ным об­ра­ще­ни­ем её ав­то­ра к теме ис­то­рии Рос­сии.

4) Дей­ствие кар­ти­ны про­ис­хо­дит в XVII в.

5) Ав­то­ром кар­ти­ны яв­ля­ет­ся В.И. Су­ри­ков.

 

___ ___
 B 13 

Какой из дан­ных па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры был со­здан при жизни пер­со­на­жей, изоб­ражённых на кар­ти­не? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры ука­зан.

 

 C 1 . Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния. На­зо­ви­те фа­ми­лию Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря, упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.

 


Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В.А. Мед­ве­де­ва.

«11 июня... про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.

На со­ве­ща­нии был углублён кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лось, что уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки й тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния... не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сто­ян­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.

При углублённом ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

C 2 . На­зо­ви­те не менее трех ха­рак­тер­ных черт «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма», упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.
 C 3 . На­зо­ви­те не менее трех эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма» и осу­ществ­лен­ных в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.
 C 4. Пе­ри­од, когда СССР ру­ко­во­дил Н.С. Хрущёв, от­ли­чал­ся от пред­ше­ству­ю­ще­го. Объ­яс­ни­те, в чём со­сто­я­ли из­ме­не­ния во внеш­ней по­ли­ти­ке в дан­ный пе­ри­од (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).
C 5  Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на путь раз­ви­тия Рос­сии в XIX в. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния.

 

 

1. В 1811 г. зна­ме­ни­тый пи­са­тель и ис­то­рик Н. М. Ка­рам­зин подал царю за­пис­ку «О древ­ней и новой Рос­сии», где утвер­ждал: «Рос­сия ос­но­вы­ва­лась по­бе­да­ми и еди­но­на­ча­ли­ем, гибла от раз­но­вла­стия и спа­са­лась муд­рым са­мо­дер­жа­ви­ем».

2. М. М. Спе­ран­ский в под­го­тов­лен­ном им про­ек­те ре­форм «Вве­де­ние к из­ло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов» утвер­ждал, что путь раз­ви­тия Рос­сии — в со­че­та­нии прин­ци­пов са­мо­дер­жа­вия и кон­сти­ту­ци­о­на­лиз­ма.

 C 6 . Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1) Вла­ди­мир Мо­но­мах;

2) Алек­сандр I;

3) Сунь Ятсен;

4) А.Д. Са­ха­ров.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.