ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (10 класс)

1. A 1 . В XVII веке к Рос­сии была при­со­еди­не­на

1) Ле­во­бе­реж­ная Укра­и­на
2) Крым, При­чер­но­мо­рье
3) Во­сточ­ная Гру­зия
4) Ка­зан­ское хан­ство
2. A 2 . Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше дру­гих?
1) Ли­вон­ская война
2) Смо­лен­ская война
3) поход Ер­ма­ка в Си­бирь
4) поход Ивана III на Ве­ли­кий Нов­го­род
3. A 3 . Что из на­зван­но­го было при­чи­ной не­уда­чи язы­че­ской ре­фор­мы князя

Вла­ди­ми­ра в 980 г.?

1) мно­гие сла­вян­ские пле­ме­на, вхо­див­шие в со­став Ки­ев­ской Руси, уже при­ня­ли хри­сти­ан­ство
2) при ре­фор­ме ни один из сла­вян­ских язы­че­ских богов не был обо­зна­чен как вер­хов­ное бо­же­ство
3) при ре­фор­ме не было со­зда­но еди­но­го свя­ти­ли­ща (ка­пи­ща) язы­че­ских богов
4) каж­дое племя про­дол­жа­ло по­кло­нять­ся своим богам, не нуж­да­ясь в еди­ном ре­ли­ги­оз­ном цен­тре
4. A 4. Кто из кня­зей по­ве­лел воз­ве­сти стены Мос­ков­ско­го Крем­ля из крас­но­го кир­пи­ча и при­гла­сил в Моск­ву ита­льян­ских ма­сте­ров: Ари­сто­те­ля Фи­о­ра­ван­ти, Але­ви­за Но­во­го и др.?
1) Иван Ка­ли­та
2) Иван Гроз­ный
3) Дмит­рий Дон­ской
4) Иван III
5. A 5 . Про­чти­те от­ры­вок из об­ра­ще­ния к на­ро­ду ни­же­го­род­ско­го ста­ро­сты и ука­жи­те, с каким со­бы­ти­ем в ис­то­рии Рос­сии оно свя­за­но.

 

«Пра­во­слав­ные люди, по­хо­тим по­мочь Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству, не по­жа­ле­ем жи­во­тов наших, да не токмо жи­во­тов - дворы свои про­да­дим, жён, детей за­ло­жим и будем бить челом, чтоб кто-ни­будь стал у нас на­чаль­ни­ком. Дело ве­ли­кое! Мы со­вер­шим его, если Бог по­мо­жет. И какая хвала будет всем нам от Рус­ской земли, что от та­ко­го ма­ло­го го­ро­да, как наш (Ниж­ний Нов­го­род), про­изойдёт такое ве­ли­кое дело: я знаю, толь­ко мы на это по­дви­нем­ся, так и мно­гие го­ро­да к нам при­ста­нут и мы из­ба­вим­ся от ино­пле­мен­ни­ков».

1) Смута
2) на­ше­ствие Ти­му­ра
3) агрес­сия кре­сто­нос­цев
4) Ли­вон­ская война
6. A 6. Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло в 1837 г.?
1) про­ве­де­ние де­неж­ной ре­фор­мы Е. Ф. Кан­кри­на
2) от­кры­тие же­лез­ной до­ро­ги Пе­тер­бург — Цар­ское Село
3) учре­жде­ние Кре­стьян­ско­го По­зе­мель­но­го банка
4) пер­вая все­об­щая пе­ре­пись на­се­ле­ния
7. A 7 . Вен­ский кон­гресс был со­зван вско­ре после
1) за­вер­ше­ния рус­ско-ту­рец­кой войны 1806-1812 гг.
2) За­гра­нич­но­го по­хо­да рус­ской армии 1813-1814 гг.
3) рус­ско-ту­рец­кой войны 1787-1791 гг.
4) по­ра­же­ния рус­ской армии под Аустер­ли­цем в 1805 г.
8. A 8 . С прав­ле­ни­ем ка­ко­го мо­нар­ха свя­зан тер­мин «арак­че­ев­щи­на» ?
1) Алек­сандра I
2) Ни­ко­лая I
3) Алек­сандра II
4) Алек­сандра III
9. A 9 . Про­чти­те от­ры­вок из указа и опре­де­ли­те дату его при­ня­тия.

«1) Если кто из по­ме­щи­ков по­же­ла­ет от­пу­стить <...> кре­стьян своих по­оди­ноч­ке или целым се­ле­ни­ем на волю и вме­сте с тем утвер­дить им уча­сток земли <...>, то, сде­лав с ними усло­вия, какие по обо­юд­но­му со­гла­сию при­зна­ют­ся луч­ши­ми, имеет пред­ста­вить их при про­ше­нии своём через гу­берн­ско­го дво­рян­ско­го пред­во­ди­те­ля ми­ни­стру внут­рен­них дел <...>

4) Кре­стья­не и се­ле­ния, от по­ме­щи­ков по та­ко­вым усло­ви­ям с землёю от­пус­ка­е­мые, если не по­же­ла­ют войти в дру­гие со­сто­я­ния, могут оста­вать­ся на соб­ствен­ных зем­лях зем­ле­вла­дель­ца­ми и сами по себе со­став­ля­ют осо­бен­ное со­сто­я­ние сво­бод­ных хле­бо­паш­цев».

1) 1803 г.
2) 1815 г.
3) 1825 г.
4) 1842 г.
10. A 10. Какая из на­зван­ных войн за­вер­ши­лась под­пи­са­ни­ем Па­риж­ско­го мира?
1) Крым­ская (Во­сточ­ная) война
2) Оте­че­ствен­ная война
3) Ли­вон­ская война
4) Пер­вая ми­ро­вая война
11. А11. Стрем­ле­ние Рос­сии взять под свой кон­троль про­ли­вы Бос­фор и Дар­да­нел­лы стало одной из при­чин
1) со­зда­ния «Союза трёх им­пе­ра­то­ров»
2) под­пи­са­ния Тиль­зит­ско­го до­го­во­ра
3) от­прав­ки 150-ты­сяч­но­го рос­сий­ско­го кор­пу­са в Вен­грию
4) на­ча­ла рус­ско-ту­рец­кой войны 1877-1878 гг.
12. A 12. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го этот до­ку­мент был со­здан.

 

«При­звав Бога в по­мощь, Мы ре­ши­лись дать делу из­ме­не­ния по­ло­же­ния кре­пост­ных людей луч­шее ис­пол­ни­тель­ное дви­же­ние.

 

В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний кре­пост­ные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей.

 

По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют кре­стья­нам за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние уса­деб­ную их осед­лость, и сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей их пред Пра­ви­тель­ством, опре­делённое в по­ло­же­ни­ях ко­ли­че­ство по­ле­вой земли и дру­гих уго­дий. Поль­зу­ясь сим по­зе­мель­ным на­де­лом, кре­стья­не за сие обя­за­ны ис­пол­нять в поль­зу по­ме­щи­ков опре­делённые в по­ло­же­ни­ях по­вин­но­сти. В сем со­сто­я­нии, ко­то­рое есть пе­ре­ход­ное, кре­стья­не име­ну­ют­ся вре­мен­но­обя­зан­ны­ми».

1) Алек­сандр III
2) Ни­ко­лай I
3) Алек­сандр I
4) Алек­сандр II
13. A 13 . Ру­ко­во­ди­те­лем пер­вой рус­ской экс­пе­ди­ции, от­крыв­шей в 1820 г. Ан­тарк­ти­ду и 29 ост­ро­вов в Ат­лан­ти­че­ском и Тихом оке­а­нах, был
1) Н.Н. Ми­клу­хо-Ма­клай
2) Н.М. Пр­же­валь­ский
3) Ф.Ф. Бел­линсгау­зен
4) В.И. Бе­ринг
14. B 1 № . Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти эко­но­ми­че­ские яв­ле­ния и со­бы­тия XVIII-XIX вв.

За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

1) вы­пуск пер­вых ас­сиг­на­ций

2) от­ме­на кре­пост­но­го права

3) от­ме­на внут­рен­них та­мо­жен

4) стро­и­тель­ство пер­вой же­лез­ной до­ро­ги в Рос­сии

5) за­вер­ше­ние про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та

15. B 2 . Какие три из пе­ре­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков про­сла­ви­лись во время Крым­ской войны? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В.А. Кор­ни­лов

2) П.И. Баг­ра­ти­он

3) М.Д. Ско­бе­лев

4) В.И. Ис­то­мин

5) П.С. На­хи­мов

6) М.Б. Барк­лай де Толли

 

___ ___ ___
16. B 3 . Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и ис­то­ри­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми.

 

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ

А) П. А. Сто­лы­пин

Б) А. А. Арак­че­ев

В) А. Х. Бен­кен­дорф

Г) С. Ю. Витте

 

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ СО­БЫ­ТИЯ

1) со­зда­ние во­ен­ных по­се­ле­ний

2) вве­де­ние «зо­ло­то­го стан­дар­та»

3) раз­ре­ше­ние сво­бод­но­го вы­хо­да кре­стьян из об­щи­ны

4) со­зда­ние кор­пу­са жан­дар­мов

5) ро­спуск Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния

17. B 4 . Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­ра­жа­ют про­цесс за­кре­по­ще­ния кре­стьян в XV-XVII вв.

 

1) по­жи­лое;

2) Со­бор­ное уло­же­ние;

3) Та­бель о ран­гах;

4) за­по­вед­ные лета;

5) уроч­ные лета;

6) Юрьев день.

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

18. B 5 . До­го­вор между по­ме­щи­ком и кре­стья­ни­ном, уста­нав­ли­вав­ший раз­мер на­де­ла и по­вин­но­сти за поль­зо­ва­ние им по ре­фор­ме 1861 г., на­зы­ва­ет­ся _________.
19. B 6. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1878 г.

2) Яс­ский мир

3) Пётр I

4) 1856 г.

5) 1791г.

6) Ни­ко­лай I

7) Ям-За­поль­ское пе­ре­ми­рие

8) Алек­сандр I

9) Ништадт­ский мир

20. B 7 . Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та.

 

«На­по­ле­он, видя не­уда­чу всех своих пред­при­я­тий и все по­ку­ше­ния его на левый наш фланг уни­что­жен­ны­ми, об­ра­тил всё своё вни­ма­ние на центр наш, про­тив коего, со­брав боль­шие силы во мно­же­стве ко­лонн пе­хо­ты и ка­ва­ле­рии, ата­ко­вал Кур­ган­ную ба­та­рею; битва была на­и­к­ро­во­про­лит­ней­шая, не­сколь­ко ко­лонн не­при­я­тель­ских были жерт­вою столь дерз­ко­го пред­при­я­тия, но, не­взи­рая на сие, умно­жив силы свои, овла­дел он ба­та­ре­ею, с коей од­на­ко ж ге­не­рал-лей­те­нант Ра­ев­ской успел све­сти не­сколь­ко ору­дий...

 

Пра­вый и левый флан­ги нашей армии со­хра­ня­ли преж­нюю по­зи­цию; вой­ска, в цен­тре на­хо­дя­щи­е­ся под ко­ман­дою ге­не­ра­ла от ин­фан­те­рии Ми­ло­ра­до­ви­ча, за­ня­ли вы­со­ту, близ кур­га­на ле­жа­щую, где, по­ста­вя силь­ные ба­та­реи, от­кры­ли ужас­ный огонь на не­при­я­те­ля. Ар­тил­ле­рия наша, на­но­ся ужас­ный вред не­при­я­те­лю цель­ны­ми вы­стре­ла­ми сво­и­ми, при­ну­ди­ла не­при­я­тель­ские ба­та­реи за­мол­чать, после чего вся не­при­я­тель­ская пе­хо­та и ка­ва­ле­рия от­сту­пи­ла...

 

Таким об­ра­зом, вой­ски наши, удер­жав почти все свои места, оста­ва­лись на оных.

 

Сей день пре­бу­дет веч­ным па­мят­ни­ком му­же­ства и от­лич­ной храб­ро­сти рос­сий­ских во­и­нов, где вся пе­хо­та, ка­ва­ле­рия и ар­тил­ле­рия дра­лась от­ча­ян­но».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В на­ча­ле сра­же­ния фран­цуз­ская армия имела дву­крат­ное чис­лен­ное пре­вос­ход­ство.

2) След­стви­ем сра­же­ния, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в до­ку­мен­те, стало объ­еди­не­ние 1-й и 2-й рус­ских армий.

3) В ре­ша­ю­щий мо­мент сра­же­ния, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в до­ку­мен­те, На­по­ле­он не ре­шил­ся вве­сти в бой свои по­след­ние ре­зер­вы.

4) Автор до­ку­мен­та вос­тор­га­ет­ся храб­ро­стью рус­ских сол­дат.

5) Участ­ни­ка­ми сра­же­ния, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в до­ку­мен­те, были бу­ду­щие де­каб­ри­сты.

6) Сра­же­ние про­изо­шло 22 июня 1812 г.

 

___ ___ ___
21. B 8 . Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

22. B 9 . Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние древ­не­го реч­но­го пути, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

23. B 10. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

24. B 11 . Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.

25. B 12.

Какие суж­де­ния об изоб­ражённых на кар­ти­не со­бы­ти­ях яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) На кар­ти­не изоб­ра­же­ны со­бы­тия, от­но­ся­щи­е­ся к пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

2) Этой же­лез­ной до­ро­ге по­свя­тил сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­кин.

3) Ку­ра­то­ром стро­и­тель­ства до­ро­ги был на­зна­чен А. А. Арак­че­ев.

4) На кар­ти­не изоб­ра­же­на Транс­си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га.

5) Со­бы­тие, изоб­ражённое на кар­ти­не, по­ло­жи­ло на­ча­ло про­мыш­лен­но­му пе­ре­во­ро­ту в Рос­сии.

 

___ ___
26. C 1. При­ве­ди­те на­зва­ние до­ку­мен­та и имя его ав­то­ра. К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся со­зда­ние этого до­ку­мен­та?

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

«В год 6370 из­гна­ли ва­ря­гов за море, и не дали им дани, и на­ча­ли сами собой вла­деть, и не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усо­би­ца, и стали во­е­вать друг с дру­гом. И ска­за­ли себе: «По­ищем себе князя, ко­то­рый бы вла­дел нами и судил по праву». И пошли за море к ва­ря­гам, к Руси... Ска­за­ли Руси чудь, сла­вя­не, кри­ви­чи и весь: «Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть нами». И из­бра­лись трое бра­тьев со сво­и­ми ро­да­ми, и взяли с собой всю русь, и про­изо­шли и сел стар­ший, Рюрик, в Нов­го­ро­де, а дру­гой, Си­не­ус, на Бе­ло­озе­ре, тре­тий, Тру­вор, в Из­бор­ске. И от тех ва­ря­гов про­зва­лась рус­ская земля».

27. C 2 . О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? Что по­слу­жи­ло его при­чи­ной? Ука­жи­те не менее трёх при­чин.
28. C 3 . Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее трёх по­след­ствий.
29. C 4 . На­ча­ло объ­еди­ни­тель­ных про­цес­сов в рус­ских зем­лях в XIV—XV вв. и со­зда­ние еди­но­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лись борь­бой за ли­дер­ство между кня­же­ства­ми. По­бе­ду в этой борь­бе одер­жа­ла Москва. Н. М. Ка­рам­зин писал о воз­вы­ше­нии Моск­вы: «Сде­ла­лось чудо. Го­ро­док, едва из­вест­ный до конца XIV в., воз­вы­сил главу и спас оте­че­ство».

Объ­яс­ни­те, какие при­чи­ны обу­сло­ви­ли воз­вы­ше­ние Моск­вы (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).

30. C 5 . В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке,

на пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

 

Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Клю­чев­ский, С. М. Со­ловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии го­су­дар­ствен­но­сти.

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...