Пробный вариант ЕГЭ - №6
1. B 1 № 725. Какой ряд дат связан с царствованием Ивана III?
1) 862 г., 882 г., 907 г.
2) 1223 г., 1240 г., 1242 г.
3) 1325 г., 1327 г., 1340 г.
4) 1480 г., 1485 г., 1497 г.
1) упорядоченная система налогообложения
2) ограничение законом имущественных прав смердов
3) принятие Русью христианства из Византии
4) обеспечение защиты границ Руси от набегов половцев
1) Троице-Сергиева монастыря
2) Ферапонтова монастыря под Вологдой
3) Андроникова монастыря в Москве
4) Кирилло-Белозёрского монастыря
«...затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. В Киеве... строятся Золотые Ворота, грандиозный Софийский собор... При нём переписывались многие книги, много переводилось с греческого языка на русский... киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии...»
1) Ярослав Мудрый
2) Андрей Боголюбский
3) Дмитрий Донской
4) Святослав Игоревич
1) Павла I
2) Елизаветы Петровны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
1) Отечественной войны 1812 г.
2) Северной войны
3) Заграничного похода русской армии 1813−1814 гг.
4) военных действий третьей антинаполеоновской коалиции
1) образование Герцогства Варшавского
2) восстание под предводительством Т. Костюшко
3) решение Венского конгресса
4) заключение Тильзитского мирного договора
«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах...[затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников, только изредка, между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимание иностранной политике... Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии... Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Федоровича], который был провозглашен наследником престола».
1) Елизавета Петровна
2) Екатерина I
3) Анна Иоанновна
4) Екатерина II
1) 1618—1624 гг.
2) 1632—1634 гг.
3) 1642—1645 гг.
4) 1686—1694 гг.
1) поражение России в Крымской войне
2) убийство народовольцами Александра II
3) начало первой российской революции
4) деятельность первых социал-демократических организаций в России
«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших Парижский трактат, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море;
что его императорское величество считает своим правом и своею обязанностью заявить его величеству султану о прекращении действия дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые Российская империя и Османская империя представили себе содержать в Чёрном море;
...государь император прямодушно уведомляет державы, подписавшие и гарантировавшие трактат, что его императорское величество возвращает в этом отношении его величеству султану права его во всей полноте, точно так же, как восстановляет свои собственные...»
1) К. П. Победоносцев
2) А. М. Горчаков
3) С. Ю. Витте
4) М. Т. Лорис-Меликов
1) 1820-е гг.
2) 1840-е гг.
3) 1870-е гг.
4) 1910-е гг.
1) дворцовый переворот, приведший к воцарению Елизаветы Петровны
2) провозглашение России империей
3) разрыв Анной Иоанновной кондиций, подготовленных Верховным Тайным советом
4) вступление России в Семилетнюю войну
1) утверждение внутрипартийной демократии
2) критика со стороны руководства ленинского наследия
3) раскол партии на большевиков и меньшевиков.
4) установление в партии и стране культа личности
1) Мурманск
2) Смоленск
3) Тула
4) Ленинград
1) о принятии СССР в Лигу Наций
2) о распространении на СССР поставок по ленд-лизу
3) об открытии Второго фронта в Европе
4) об образовании антигитлеровской коалиции
1) начало принятия деклараций о суверенитетах союзными республиками
2) приостановка и запрет деятельности КПСС на территории России
3) начало реализации программы «500 дней» в СССР
4) избрание Президентом СССР М. С. Горбачёва
1) создание совнархозов
2) расширение хозяйственной самостоятельности предприятий
3) проведение денежной реформы в СССР
4) приватизацию предприятий
«К исходу первого дня... противнику удалось на северо-западе прорваться к реке Дубиса (северо-западнее Каунаса), а в 60 км южнее Каунаса форсировать реку Неман. На левом крыле западного фронта советским войскам, 4-й армии, пришлось отступить и покинуть Брест. Но Брестская цитадель героически оборонялась в течение длительного времени. Подробности об этой мужественной борьбе с фашистскими захватчиками стали известны лишь спустя много лет после окончания войны».
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
1) Б. Л. Пастернак
2) М. А. Шолохов
3) А. А. Фадеев
4) А. Т. Твардовский
1) финансовый кризис в России — «дефолт»
2) первые выборы Президента РФ
3) провозглашение политики «укрепления вертикали власти»
4) первые выборы в Государственную Думу РФ
1) присоединение к Москве Твери
2) Ливонская война
3) Куликовская битва
4) восстание под предводительством Ивана Болотникова
5) нашествие хана Батыя на русские земли
1) присоединение Твери
2) проведение Стоглавого собора
3) присоединение Коломны и Можайска
4) введение «Юрьева дня»
5) издание указа о «заповедных летах»
6) Ливонская война
ПРАВИТЕЛИ | СОБЫТИЯ | |
A) Александр I Б) Елизавета Петровна B) Пётр I Г) Екатерина Вторая |
1) Гренгамское сражение 2) битва на реке Рымник 3) Гросс-Егерсдорфское сражение 4) битва при Фридланде 5) Синопский бой |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Народники, декабристы, социал-демократы, петрашевцы, иосифляне.
Порядок назначения на должности в Московском государстве XV-XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался ________________.
Правитель | Время правления | События |
---|---|---|
Василий Шуйский | __________(A) | __________(Б) |
Алексей Михайлович | __________(B) | принятие Соборного уложения |
__________(Г) | 1533—1584 гг. | __________(Д) |
__________(Е) | 1584—1598 гг. | учреждение патриаршества |
Пропущенные элементы:
1) Иван IV
2) Фёдор Иванович
3) Михаил Федорович
4) 1462-1505 гг.
5) 1606-1610 гг.
6) 1645-1676 гг.
7) создание Приказа тайных дел
8) восстание Ивана Болотникова
9) принятие указа о заповедных «летах»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Данный Декрет был издан в 1917 г.
2) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.
3) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.
4) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.
5) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.
6) Декрет выражает позицию партии большевиков.
Напишите название войны, события которой отражены на карте.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Россия победила в этой войне.
2) Во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину.
3) Противником России в войне была Швеция.
4) Во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая.
5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики.
6) Война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.
1) Событие, в честь юбилея которого выпущена данная марка, произошло в эпоху дворцовых переворотов.
2) Исторический деятель, имя которого указано на марке, принимал участие в создании учебного заведения, изображённого на марке.
3) Учебное заведение, юбилею которого посвящён выпуск данной марки, основано в городе, вошедшем в состав России в XVII в.
4) Здание, изображённое на почтовой марке, — памятник архитектуры эпохи классицизма.
5) Данная марка выпущена в годы «холодной войны».
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
В каком году был сделан данный доклад? Назовите фамилию и должность докладчика в это время.
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
Используя текст, укажите не менее трёх обвинений, предъявляемых И.В. Сталину как руководителю государства.
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
Укажите не менее трёх последствий данного доклада для страны и международных отношений.
"Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении. "
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
1) Дмитрий Донской;
2) М. М. Сперанский;
3) У. Черчилль;
4) Н. С. Хрущёв.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.