Словарь терминов для начинающего журналиста


Перед вами - словарь терминов для начинающего журналиста. Ознакомьтесь с ними и попробуйте использовать в своей молодой

"журналистской" практике.

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все

P

PR-информация —

тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности базисного субъекта (фирмы, организации, персоны) и распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования коммуникативной среды данного социального субъекта.


PR-текст —

разновидность текстов массовой коммуникации, отвечающих категориям «доступность», «лаконизм», «удобство восприятия», «эстетичность». Адресован определенному сегменту общественности, обладает скрытым авторством; распространяется путем прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.

 


«

«Желтая» пресса -

издания, специализирующиеся на сплетнях, скандалах, дешевой сенсации.


А

Агентство печати

организация, занимающаяся сбором информации, ее обработкой и снабжением ею газет, журналов, радио, телевидения, издательств, правительственных учреждений и др.


Аннотация

краткое изложение содержания книги, журнала, их характеристика и библиографическое описание.


Анонс

краткая информация лозунгового типа, объявляющая читателю о тексте, который редакция считает наиболее важным и интересным.


В

Вводка (лид)

лидер-абзац, небольшое введение, объясняющее читателю газеты или журнала содержание или значение нижерасположенного материала.


Верстка

типографский процесс формирования полос (газет, книг, журналов) из гранок набора, линеек, заголовков и шапок, клише и пробельного материала; на телевидении — компоновка программы из ее элементов.


Выходные сведения

основные данные о печатном издании, которые обязательно публикуются в издании.


Г

Газета

оперативное периодическое издание. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода, форматы и тиражи.


Ж

Жанр -

исторически складывающийся тип произведения. Жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме.


Журнал -

периодическое издание, в котором основное место отводится не оперативной информации, как в газете, а литературно-публицистическим материалам.


Журналистика —

деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др:); научная дисциплина «журналистика» возникла с созданием печати. Во второй половине XIX—начале XX в. появились фото- и киножурналистика, в 1920-1940-е гг. — радио- и тележурналистика.


З

Заголовок —

вторичный источник информации, передающий содержание (тему) или идею произведения.


Заказ социальный —

совокупность проблем, задач и целей, которые ставятся социальными субъектами различных уровней перед социологами-исследователями, практиками, консультантами, журналистами.


Заявление для СМИ —

Это особый вид текста, рассылаемый в средства массовой информации и создаваемый службой по связям с общественностью по заданию руководства, в котором организация объявляет о своем отношении к какому-либо событию или факту.


И

Идея —

 

это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.

 


Издание —

произведение печати, выпущенное определенным тиражом, в одинаковом оформлений и при полном тождестве содержания во всех экземплярах.


Издательская марка —

знак, эмблема, символизирующая специфику данного издательства.


Интервью —

целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования; журналистский жанр (беседа)


Интернет —

глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, учреждений и фирм, а также частных пользователей.


Информация —

сведения, содержащиеся в конкретном высказывании, представляющие собой объект передачи, хранения, переработки, воспроизведения.Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.


К

Колонка —

столбец набора. Из колонок набора складываются полосы газет.


Корреспондент —

постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции.


Корреспонденция —

1) почта, приходящая в редакцию; 2) один из аналитических жанров газеты. Корреспонденция сообщает, анализирует факты на конкретном материале в нешироком масштабе.


М

Макет —

графический план верстки полос газеты.


Маркетинг —

комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.


Массовая информация —

тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей.


Массовая коммуникация —

1) процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей; 2) интерактивные двусторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально значимой информации (о фактах, событиях, социальных, культурных ценностях) посредством различных технических средств на большие массовые аудитории.


Массовое издание —

выпуск книги или брошюры для широкого круга читателей тиражом не менее 75 тыс. экземпляров.


Н

Надзаголовок -

вспомогательное заглавие, расположенное над основным.


О

Обзор —

материал, призванный рецензировать газеты, журналы, книги, радио- и телевизионные передачи.


Опросы —

метод сбора первичной информации с помощью обращения с вопросами к определенной группе.


Очерк —

художественно-публицистический жанр, характеризующийся образным отражением действительности. В очерке обычно присутствуют конфликт, ярко выписанные эпизоды, напряженные диалоги, приметные детали, портреты людей.


П

Передовица —

наиболее важный материал издания, размещенный на первой странице под шапкой (каждая страница может иметь свою передовицу или ведущий материал).


Периодическая печать —

газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени, т. е. издания, выпускаемые в определенные промежутки времени [отсюда синоним (устар.) — повременная печать]; одно из основных средств массовой информации.


Подзаголовок -

вспомогательное заглавие, расположенное под основным.


Полоса —

страница газеты, журнала.


Пресс-релизы —

1) информационные листки и бюллетени, предназначенные для СМИ; 2) основной жанр PR-текста, несущий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Предмет — новое событие, услуга, продукт; управленческие изменения в организации (структурные преобразования в компаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых представительств и филиалов); публичные


Пресс-центр —

служба информации, создаваемая из сотрудников органов управления, фирм, организаторов конференций, фестивалей, ярмарок и т. д.


Пресса —

периодическая печать (газеты, журналы и т. д.).


Публикация —

доведение информации до массового потребителя, в случае печатных источников — путем тиражирования.


Публицистика —

общественно-политическая литература (статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, обзоры и т. д.) на актуальные темы.


Р

Редактор —

лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства.


Редакция —

(от лат. redactus — «приведенный в порядок»): 1) процесс обработки редактором авторского произведения для публикации (синоним — редактирование); 2) вариант текста литературного произведения, получившийся в результате его переработки автором или каким-либо другим лицом; 3) административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино), специализированная по отраслевому, тематическому или языковому принципу.


Репортаж —

информационный газетно-журнальный (радио- и телевизионный) жанр, отличающийся динамичной, красочной передачей события, участником которого был сам автор.


Рецензия —

литературно-художественный жанр, дающий оценку какому-либо произведению литературы, искусства. Автор дает оценку локальному объекту (книга, фильм, спектакль) в каком-либо произведении, во времени и пространстве.


С

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) —

средства систематического сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовой аудитории. Это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:
массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей;


Т

Таблоид (англ. tabloid) —

бульварная газета или журнал, угождающие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанных с личной жизнью известных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.


Ф

Фельетон —

сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого — высмеять отрицательное явление.


Х

Хроника —

вид информации, короткое сообщение.


Ц

Цель —

один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, организации, коллектива, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.



Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все