Конец XVIII и начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.
Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.
Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены — в желтый.
В 1806 — 1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761 — 1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тонвсей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.
Здание богато украшено скульптурными изображениями. По сторонам проездных ворот установлены две скульптурные группы: "Морские нимфы, несущие земную сферу". Над аркой тянется скульптурный барельеф "Заведение флота в России". Скульптурное убранство Адмиралтейства должно было раскрыть главную идею здания: Россия- великая морская держава.
Невский проспект, главная магистраль столицы, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801 — 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759 — 1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. И. Орловским. Впервые увидев эти памятники, Пушкин сказал:«Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».
.
Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина и море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786 — 1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт, художник К. П. Брюллов и др. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. Хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила, особенно у тех, кто стоял сзади.
По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829 — 1834) — памятник Александру I и одновременно — монумент в честь победы русского оружия в 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б. И. Орловским.
Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.
Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены — в желтый.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.В 1806 — 1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761 — 1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тонвсей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.
Невский проспект, главная магистраль столицы, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801 — 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759 — 1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. И. Орловским. Впервые увидев эти памятники, Пушкин сказал:«Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».
Казанский Собор |
Памятник Кутузову |
Памятник Барклаю де Толли |
ОГЮСТ МОНФЕРАН
Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в.Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина и море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786 — 1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт, художник К. П. Брюллов и др. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. Хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила, особенно у тех, кто стоял сзади.
По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829 — 1834) — памятник Александру I и одновременно — монумент в честь победы русского оружия в 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б. И. Орловским.
|
|
|
Последнее изменение: Вторник, 14 августа 2012, 04:04