Загадки.
Загадки. Буква Д
Никого не обижает,
А её все толкают. (Дверь)
❖ Назовите мягкие согласные в слове-отгадке.
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку. (Дверь)
❖ Измените слово-отгадку так, чтобы в нём было два слога.
У меня знакомых — тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и руку мне пожмёт. (Дверь)
❖ Назовите звонкие согласные звуки в слове-отгадке.
Ходит без ног,
Держит без рук.
Всем, кто идёт,
Ручку подаёт. (Дверь)
❖ Выполните звукобуквенный анализ слова.
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)
❖ Почему двойка любит лентяев?
❖ Разделите слово-отгадку на слоги.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
❖ Когда в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи?
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
❖ Почему день и ночь называют братом и сестрой?
Много рук,
А нога одна. (Дерево)
❖ О каких руках и какой ноге идёт речь?
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
❖ Как выглядит дерево в разные времена года?
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
❖ Почему о дереве так говорят?
Каждый год молодцу
Прибавляют по кольцу. (Дерево)
❖ Какие кольца появляются у дерева каждый год?
Столько заноз
Я не видел ни разу.
Ох, не завидую я .... (Дикобразу)
❖ Что это за животное? Где оно обитает?
Ёжик вырос в десять раз,
Получился .... (Дикобраз)
❖ С кем сравнивается дикобраз и в чём отличие этих животных?
В школьной сумке я лежу
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
❖ Почему дневник расскажет, как учится ученик?
Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
❖ Перечислите дни недели по порядку.
Шёл долговяз,
В сыру землю увяз. (Дождь)
❖ Как дождь «увяз» в земле?
❖ Какую согласную в слове надо проверять при письме?
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Дворник ловит его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождик)
❖ Назовите звонкие согласные в слове.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
❖ Выполните фонетический разбор слова-отгадки.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
❖ Почему дождь назван длинноногим?
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождик)
❖ Почему садоводы и огородники так ждут летом дождя?
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно.
В дом укрыться мы спешим.
Будет к нам стучать в окно
И по крыше — тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)
❖ Как люди укрываются от дождя?
Кто в дни болезней
Всех полезней? (Доктор)
❖ Назовите синоним к слову-отгадке.
Не живая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (Дорога)
❖ Разделите слово-отгадку на слоги. Назовите ударный слог.
❖ Какую орфограмму в этом слове надо запомнить?
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней. (Дорога)
❖ Какой мир открывает нам дорога?
❖ Какие дали становятся ближе?
Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит. (Дорога)
❖ Чем отличается дорога от тропинки?
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница. (Классная доска)
❖ Назовите безударную гласную в слове «доска», подберите проверочное слово.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
❖ Чем кормит дуб свиней и белок?
❖ Почему говорят «могучий дуб»?
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят .... (Душ)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
❖ От слова-отгадки образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?».
А что было! А что было!
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём. (Душ)
❖ С чем сравнивается душ в доме?
Лентой извивается,
В небо поднимается. (Дым)
❖ Где можно увидеть дым?
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
❖ Почему говорят, что дым мохнатый, кудлатый?
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
❖ Куда исчезает дым, поднявшись высоко над крышей?
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке та девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Как названье этой книжки?
Что за девочка-малышка? (Дюймовочка)
❖ Кто автор сказки о Дюймовочке?
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — им легче. (Дятел)
❖ Как дятел лечит деревья?
❖ Сколько звуков обозначают буквы «я» и «е» в слове-отгадке?
Кто в берете ярко-красном,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
❖ Почему в лесу всё время стучит дятел?
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: .... (Дятел)
❖ С кем сравнивается дятел?
❖ Кто такой телеграфист?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)
❖ Почему дятлу удаётся достать червячка из глубины дерева?
❖ Выполните фонетический разбор слова-отгадки.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
❖ Что такое долото?
❖ Как его используют в строительстве?
Он по-рабочему одет —
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка. (Дятел)
❖ Что такое спецовка? У кого она бывает?
❖ Назовите орфограмму в слове-отгадке.
❖ Назовите мягкие согласные звуки в этом слове. Как обозначается на письме их мягкость?