Основные понятия и определения лекции
Деятельностный элемент «Лекция» используется в системе не только и не столько как страницы с теоретическим материалом. Этот элемент предполагает активное участие учащихся в процессе изучения нового материала. Этому способствует особая структура лекции и насыщение ее различными интерактивными элементами (заданиями).
- Работа с деятельностным элементом «Лекция» предполагает знание основных понятий, необходимых для ее создания и наполнения. Рассмотрим подробнее эти понятия.
- Страница. Лекция состоит из логических страниц – логически завершенных смысловых фрагментов. Размер логической страницы неограничен, но не рекомендуется превышать размеры 1-2 полных экранов. В зависимости от типа страницы между ними могут осуществляться условные и безусловные переходы. Существует два основных типа страниц.
- «Карточка-рубрикатор (раздел)»: страница, которая содержит материал и кнопку(и) безусловных переходов к другим страницам лекции. Из карточки-рубрикатора переход может осуществляться к нескольким страницам – в этом случае кнопок будет несколько. Если специально не определять несколько переходов из карточки-рубрикатора, то обязательная кнопка будет одна – например, «Продолжить», и переход будет осуществляться к следующей странице в соответствии с навигационным порядком. Карточка-рубрикатор в простейшем случае может быть использована как последовательность страниц с теоретическим материалом.
- «Вопрос»: страница, содержащая вопрос, варианты ответов, комментарии для вариантов ответов, переходы для каждого варианта ответа. Таким образом, в зависимости от того, как ученик ответит на вопрос, ему будет отображен комментарий и осуществлен условный переход к заданной странице лекции.
- На данный момент в лекции можно использовать следующие типы вопросов:
Multichoice / Множественный выбор | На вопрос обучающийся выбирает ответ из нескольких представленных вариантов. Есть два типа вопросов множественного выбора - с одним или несколькими верными ответами. | Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу. |
True/False / Верно/Неверно | Ответ на вопрос обучающийся выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно". | Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу. |
Short answer / Короткий ответ | Ответом на вопрос является слово или короткая фраза. Допускается несколько правильных ответов с различными оценками. Ответы могут быть (или не быть) чувствительными к регистру. | Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу. |
Numerical /Числовой | С точки зрения обучающегося Числовой вопрос выглядит так же как Короткий вопрос. Отличие в том, что числовой ответ допускает погрешность в ответе. Т.е. Вы можете указать непрерывный диапазон правильных ответов. | Ответом может быть диапазон значений в формате «Минимум:Максимум» – два значения, разделенные двоеточием. Допускается ввод более чем одного варианта ответа. Варианты ответа обрабатываются последовательно, поэтому можно сначала указать правильные ответы, а затем правдоподобные варианты неверных (дистракторы), заложив в них типичные ошибки и указав комментарии, которые помогут ученику разобраться с этими ошибками. |
Эссе | Допускает ответ из нескольких предложений или абзацев. | Должен быть оценен преподавателем вручную. |
Matching /На соответствие | Список вопросов отображается вместе со списком ответов. Ученик должен сопоставить каждый вопрос с соответствующим ему ответом. | Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу. |
Простая система сравнения ответов, используемая по умолчанию: регистр ответов для нее игнорируется. В качестве шаблона (любые ожидаемые символы) может быть использован символ звездочка «*». Он означает, что на этом месте может быть любое количество любых символов, в том числе и ни одного. Если ответ содержит только звездочку, он соответствует любому варианту ответа. Т.к. варианты ответа обрабатываются последовательно, ответ «*» можно использовать как последний, чтобы задать комментарий для любого неверного ответа.
Кроме основных типов страниц, существуют специальные страницы, которые не содержат материал или вопросы, а служат для управления лекцией.
«Добавить кластер», «конец кластера»: кластеры предназначены для объединения страниц с вопросами в компактную группу. Кластер начинается с заголовка кластера и заканчивается либо концом кластера, либо, если он не определен, концом лекции. В большинстве случаев кластер используется для выбора случайных вопросов из него. Для этого необходимо в «Заголовке кластера» в качестве перехода выбрать «Непросмотренный вопрос в кластере». В этом случае при каждом переходе на страницу «Заголовок кластера» ученику будет отображен непросмотренный им вопрос в рамках этого кластера. Выход из кластера может быть осуществлен либо абсолютным переходом на конкретную страницу лекции, либо переходом на конец кластера.
«Конец раздела»: раздел начинается карточкой-рубрикатором и заканчивается концом раздела, либо, если он не задан, концом лекции. Разделы объединяют любые страницы (и с вопросами, и с материалом). В рамках разделов могут осуществляться следующие специальные переходы: непросмотренный вопрос из раздела, случайный вопрос из раздела, случайная карточка-рубрикатор.
Следующим важным понятием деятельностного элемента «Лекция» является переход. Это понятие присутствует абсолютно на всех страницах лекции, как основных, так и специальных. Переход определяет, какая страница будет отображена ученику следующей. Безусловные переходы реализуются всеми страницами, кроме страниц с вопросами. Условные переходы реализуются страницами с вопросами. Переходы бывают следующих типов:
-абсолютный переход: переход на конкретную страницу лекции с определенным названием, которое имеется у всех страниц лекции;
-относительный переход: переход, осуществляемый относительно текущей страницы. Существует 3 типа относительных переходов:
-следующая страница: переход к следующей странице в логическом порядке. Это тип по умолчанию для первого ответа любого вопроса и первого перехода карточки-рубрикатора;
-эта страница: повторное отображение текущей страницы. Обычно это переход по умолчанию для остальных ответов вопроса;
-предыдущая страница: переход к предыдущей странице лекции в логическом порядке.
-специальные переходы:
-конец лекции: переход к последней странице лекции, на которой отображается информация об оценке ученика за лекцию, возможно, ссылка на следующий элемент курса или просто сообщение о завершении лекции. Конец лекции может быть достигнут в том числе переходом «Следующая страница» с последней страницы лекции в логическом порядке;
-непросмотренный вопрос из раздела: переход к непросмотренному учеником в рамках данного тура прохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
-случайный вопрос из раздела: переход учеником к случайному в рамках данного тура прохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
-случайная карточка-рубрикатор: переход учеником к случайной карточке-рубрикатору между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
-непросмотренный вопрос в кластере: этот тип перехода можно задать только для специальной страницы типа «Заголовок кластера». В этом случае осуществляется переход к непросмотренному учеником в рамках данного тура прохождения лекции вопросу в кластере. Фактически, для осуществления такого перехода с любой страницы лекции в ней необходимо задать абсолютный переход с названием страницы типа «Заголовок кластера».
Логическая последовательность страниц: последовательность страниц, с которой работает преподаватель. Самый простой способ посмотреть логическую последовательность – режим редактирования лекции. Для перемещения страниц в логической последовательности необходимо в режиме редактирования воспользоваться иконками-ссылками .
Навигационная последовательность страниц: последовательность, в которой страницы отображаются ученику. Может очень сильно отличаться от логической последовательности, а может и совпадать с ней. Причем навигационная последовательность может отличаться как для разных учащихся, так и для одного ученика в рамках разных туров прохождения лекции. Все зависит от того, насколько активно используются абсолютные и в особенности специальные переходы. Именно специальные переходы придают лекции недетерминированность. Учитель может проверить работоспособность навигационного порядка страниц, воспользовавшись вкладкой «Просмотр», переключив роль на главной странице курса либо зайдя под логином с правами ученика.
Тур прохождения лекции: один тур прохождения лекции длится с момента начала учеником лекции и до тех пор, пока не будет достигнут конец лекции (т.е. до момента отображения страницы с результатами ученика). В лекции можно установить один или
неограниченное количество туров. Это определяется настройкой «Разрешить повторное прохождение».
Попытка прохождения лекции: в рамках одного тура прохождения лекции ученику может быть разрешено повторно отвечать на вопросы. Количество попыток определяется параметром «Максимальное количество попыток», который может изменяться в пределах от 1 до 10. Если это значение равно 1, то у ученика будет только одна попытка ответа на каждый вопрос. Если значение этого параметра больше единицы, то оценка ученика за урок будет определяться в зависимости от настройки «Обработка результатов попыток»: как сумма средних или максимальных значений результатов попыток. Обратите внимание, что в случае вопроса, в котором варианты ответов не предусмотрены, к примеру «Короткий ответ» или «Числовой», параметр «Максимальное количество попыток» обеспечивает необходимый «спасительный» переход к следующей странице лекции на тот случай, если учащемуся не удается найти правильный ответ.
Оценки: в модуле «Лекция» есть возможность не отображать оценку за лекцию в журнале оценок (параметр «Тренировочная лекция»), гибко настраивать баллы за каждый ответ в вопросе (параметр «Баллы за каждый вариант ответа»), давать возможность исправления ответа учеником (параметры «Показать кнопку «Исправить» и «Максимальное количество попыток»), при этом можно выбрать способ обработки результатов попыток (параметр «Обработка результатов попыток»), максимальная оценка за лекцию может быть изменена в любое время, что сразу отразится в журнале оценок (параметр «Максимальная оценка»).
В настройках лекции еще существует достаточно много параметров. Для каждого из них есть контекстная справка. О некоторых нюансах использования различных параметров будет рассказано в разделе, посвященном созданию и редактированию лекции.