В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать практикум «Готовлюсь к профессиональной деятельности», направленный на осознание и формирование профессионально важных качеств личности, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в реальном трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество, поэтому профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционного учреждения VIII вида является очень сложной. Это объясняется рядом причин:

низким уровнем знаний детей о мире профессий вследствие недоразвития интеллекта;

неумением соотносить свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии, из-за некритичности мышления, высокой самооценки, бедности кругозора;

привычкой ученика такой школы быть в пассивной позиции, поскольку его цели и поступки определяют взрослые;

узким выбором предлагаемых профессий вследствие особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

безработицей взрослых членов семьи;

отсутствием специальных программ по данной проблеме.

В будущем эти причины могут породить у выпускников коррекционной школы социальную депривацию, поэтому необходимо расширять, обогащать и систематизировать работу в данном направлении.

Программа психологического практикума рассчитана помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей. Полноценная работа группы возможна при условии, что каждый практикум включает все четыре стадии развития: подготовка, осознание, переоценка, действие. Каждый практикум, с одной стороны, имеет законченную форму, с другой — является основой для построения следующего занятия. Особая роль в проведении занятий отводится ведущему, который направляет, регулирует процесс выполнения и обсуждения результатов упражнений для получения участниками нового опыта, навыков и знаний.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.
Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура тренинга. Программа занятий рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Состоит из 30 занятий, которые проводятся 1раз в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Предполагаемый результат:
· изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
· получение подробной информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
· получение информации о правилах выбора профессии;
· определение в выборе будущей профессиональной деятельности.
Курс доступен для желающих развиваться! Не просто существовать, а жить и работать над и с собой, своими привычками, мыслями и действиями.