Пробный вариант ЕГЭ - №2
1. A 1 № 1155. «Иду на вы» — с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь
2) выступление половцев на стороне монголов
3) несогласованность в действиях русских князей
4) союз монголов с немецкими рыцарями
2) возвращение к язычески верованиям
3) замедление культурного развития
4) усиление связей между отдельными частями русских земель
2) классицизм
3) рококо
4) византийский
«На содержание своего нового двора... забрал около 20 городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных областях государства, и несколько улиц в самой Москве, а также несколько подмосковных слобод (впоследствии он расширял свою "опричную территорию"). В тех уездах, которые он забирал в опричнину, он отбирал поместья и вотчины у прежних владельцев и раздавал их своим опричникам, а старым помещикам и вотчинникам давал земли в иных уездах, производя таким образом полную ломку и перетасовку землевладельческих отношений».
2) Иван IV
3) Фёдор Иоаннович
4) Иван Калита
2) Г.А. Потёмкин, Н.И. Панин
3) А.П. Волынский, Э.И. Бирон
4) И.И. Воронцов, П.И. Шувалов
2) взятие крепости Измаил
3) Гангутское морское сражение
4) Полтавская битва
2) получение выхода к Чёрному морю
3) получение выхода к Балтийскому морю
4) отражение притязаний Польши на Левобережную Украину
2) теория малых дел
3) теория официальной народности
4) идея народного представительства
2) А. А. Аракчеев
3) Н. А. Милютин
4) П. А. Столыпин
2) установление нейтрального режима Чёрного моря
3) создание «Союза трёх императоров»
4) создание Священного союза
«Бодрый оптимизм, наблюдаемый в нашей провинции, совпадает с проведением в жизнь земельной реформы. Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена - гражданственность сама воцарится на Руси... Эта великая задача наша -создание крепкого единоличного собственника, надёжнейшего оплота государственности и культуры - неуклонно проводится Правительством».
2) П.Н. Милюков
3) К.П. Победоносцев
4) М.Т. Лорис-Меликов
2) Н. И. Новиковым и Екатериной II
3) Ф. Прокоповичем и Петром I
4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой
2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему
3) исключение СССР из Лиги Наций
4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией
2) национализации всех промышленных предприятий
3) развития арендных отношений
4) отмены оплаты коммунальных услуг и транспорта
2) И. В. Сталина 3 июля 1941 г.
3) Г. К. Жукова 6 декабря 1941 г.
4) В. М. Молотова 22 июня 1941 г.
«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.
2. Они, далее, обязуются, что в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия».
2) Великобритания
3) Испания
4) США
2) созыв Съезда народных депутатов
3) восстановление поста Генерального секретаря ЦК КПСС
4) переименование ВКП(б) в КПСС
2) ухудшение советско-американских отношений
3) усиление влияния СССР в мире
4) создание Совета экономической взаимопомощи
2) 1953—1964 гг.
3) 1964—1985 гг.
4) 1985—1991 гг.
2) начало антиалкогольной кампании
3) объявление Россией технического дефолта по основным видам государственных ценных бумаг
4) катастрофа на Чернобыльской АЭС
1) Хельсинкская декларация
2) XX съезд КПСС
3) создание СЭВ
4) образование ГКЧП
5) ввод советских войск в Афганистан
1) Э. А. Рязанов
2) И. С. Глазунов
3) С. С. Говорухин
4) Л. И. Гайдай
5) А. М. Шилов
6) Э. И. Неизвестный
ВОЙНЫ
А) Отечественная война 1812 г.
Б) Крымская война
В) русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Г) русско-японская война 1904—1905 гг.
ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
1) З. П. Рожественский
2) М. Д. Скобелев
3) П. С. Нахимов
4) А. А. Брусилов
5) Д. В. Давыдов
СНК, СЭВ, ООН, ОВД. СНГ, НАТО.
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.
Архитекторы | Памятники архитектуры | Место постройки |
---|---|---|
__________(А) | Успенский собор | Москва |
Доменико Трезини | __________(Б) | Санкт-Петербург |
__________(В) | Екатерининский дворец | __________(Г) |
__________(Д) | __________(Е) | Москва |
Пропущенные элементы:
1) Москва
2) Петропавловский собор
3) Барма и Постник
4) Аристотель Фиораванти
5) Архангельский собор
6) Ф. О. Шехтель
7) В. Растрелли
8) Царское Село
9) Дом Рябушинского
«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь <...> Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания "Совета рабочих и солдатских депутатов". У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были "районные комиссары для установления народной власти в районах". Временный комитет Думы был оттеснён в далекий угол дворца <...>, Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. <...> Не имея под руками текста манифеста <...> о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. <...> Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, - как он хитрил, давая октябрьский манифест».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.
2) Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Г осу дарственная Дума.
3) Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
4) Родзянко впоследствии возглавил правительство.
5) В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
6) Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
___ | ___ | ___ |
Укажите аббревиатуру, обозначающую название военной организации (военного блока), противостоявшей военно-политическому блоку, включавшему страны, заштрихованные на схеме.
Какая из стран, обозначенных на схеме цифрами, никогда не входила в военную организацию (военный блок), противостоявшую военно-политическому блоку, страны — участницы которого заштрихованы на схеме? В ответе напишите название этой страны.
Укажите фамилию руководителя СССР, при котором было создано государство, обозначенное на схеме цифрой «2».
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В страну, обозначенную на схеме цифрой «7», в 1950-х гг. были введены советские войска.
2) Турция в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.
3) США в период, к которому относится схема, входили в военно-политический блок, включающий страны, заштрихованные на схеме.
4) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, к которому относится схема.
5) Страна, обозначенная на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны была освобождена от фашистов советскими войсками.
6) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.
___ | ___ | ___ |
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.
2) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.
3) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.
4) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.
5) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.
___ | ___ |
Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". – "Я их подпишу, не читая". – "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" – "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".
Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные.
Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».
Укажите, кем является автор мемуаров. Укажите десятилетие, к которому относятся описанные события. Почему автор мемуаров могла лишиться гражданских прав?
«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". – "Я их подпишу, не читая". – "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" – "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".
Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные.
Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».
О каких опасностях, помимо потери гражданских прав, предупреждают власти автора мемуаров? Укажите не менее трёх опасностей.
1. «Пётр... был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте её могущества».
(Н.И. Павленко, современный историк)
2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».
(А.Н. Толстой, писатель)
39. C 6 № 1035. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) Александр Невский;
2) М. И. Кутузов;
3) П. А. Столыпин.