Пробный вариант ЕГЭ - №2

1. A 1 № 1155. «Иду на вы» — с этими сло­ва­ми об­ра­щал­ся к своим вра­гам перед по­хо­дом князь

1) Олег
2) Свя­то­слав
3) Вла­ди­мир Мо­но­мах
4) Игорь
2. A 2 № 4066. Что из на­зван­но­го было при­чи­ной по­ра­же­ния рус­ских войск на реке Калке в 1223 г.?
1) вас­саль­ная за­ви­си­мость рус­ских зе­мель от мон­го­лов
2) вы­ступ­ле­ние по­лов­цев на сто­ро­не мон­го­лов
3) не­со­гла­со­ван­ность в дей­стви­ях рус­ских кня­зей
4) союз мон­го­лов с не­мец­ки­ми ры­ца­ря­ми
3. A 3 № 648. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к по­след­стви­ям ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства на Руси?
1) рас­цвет ве­че­вых по­ряд­ков в рус­ских зем­лях
2) воз­вра­ще­ние к язы­че­ски ве­ро­ва­ни­ям
3) за­мед­ле­ние куль­тур­но­го раз­ви­тия
4) уси­ле­ние свя­зей между от­дель­ны­ми ча­стя­ми рус­ских зе­мель
4. A 4 № 493. В конце XVII в. в хра­мо­вом зод­че­стве по­явил­ся новый стиль —
1) на­рыш­кин­ское ба­рок­ко
2) клас­си­цизм
3) ро­ко­ко
4) ви­зан­тий­ский
5. A 5 № 3989. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те го­су­да­ря, с чьим прав­ле­ни­ем свя­за­ны опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

 

«На со­дер­жа­ние сво­е­го но­во­го двора... за­брал около 20 го­ро­дов с уез­да­ми и от­дель­ных во­ло­стей, пре­иму­ще­ствен­но в цен­траль­ных и се­вер­ных об­ла­стях го­су­дар­ства, и не­сколь­ко улиц в самой Москве, а также не­сколь­ко под­мос­ков­ных сло­бод (впо­след­ствии он рас­ши­рял свою "оприч­ную тер­ри­то­рию"). В тех уез­дах, ко­то­рые он за­би­рал в оприч­ни­ну, он от­би­рал по­ме­стья и вот­чи­ны у преж­них вла­дель­цев и раз­да­вал их своим оприч­ни­кам, а ста­рым по­ме­щи­кам и вот­чин­ни­кам давал земли в иных уез­дах, про­из­во­дя таким об­ра­зом пол­ную ломку и пе­ре­та­сов­ку зем­ле­вла­дель­че­ских от­но­ше­ний».

1) Ва­си­лий II Тёмный
2) Иван IV
3) Фёдор Иоан­но­вич
4) Иван Ка­ли­та
6. A 6 № 2385. В число по­мощ­ни­ков Ека­те­ри­ны II в го­су­дар­ствен­ных делах вхо­ди­ли
1) Ф. Ле­форт, А.Д. Мен­ши­ков
2) Г.А. Потёмкин, Н.И. Панин
3) А.П. Во­лын­ский, Э.И. Бирон
4) И.И. Во­рон­цов, П.И. Шу­ва­лов
7. A 7 № 3991. Какое из со­бы­тий про­изо­шло позже дру­гих?
1) мор­ское сра­же­ние у ост­ро­ва Грен­гам
2) взя­тие кре­по­сти Из­ма­ил
3) Ган­гут­ское мор­ское сра­же­ние
4) Пол­тав­ская битва
8. A 8 № 146. Целью вступ­ле­ния Рос­сии в Се­вер­ную войну было
1) при­со­еди­не­ние Фин­лян­дии
2) по­лу­че­ние вы­хо­да к Чёрному морю
3) по­лу­че­ние вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю
4) от­ра­же­ние при­тя­за­ний Поль­ши на Ле­во­бе­реж­ную Укра­и­ну
9. A 9 № 1124. Ос­но­ву офи­ци­аль­ной идео­ло­гии рос­сий­ско­го са­мо­дер­жа­вия при Ни­ко­лае I со­став­ля­ла
1) док­три­на «Москва — Тре­тий Рим»
2) тео­рия малых дел
3) тео­рия офи­ци­аль­ной на­род­но­сти
4) идея на­род­но­го пред­ста­ви­тель­ства
10. A 10 № 694. Одним из ак­тив­ных де­я­те­лей кре­стьян­ской ре­фор­мы 1861 г. был
1) П. Д. Ки­се­лев
2) А. А. Арак­че­ев
3) Н. А. Ми­лю­тин
4) П. А. Сто­лы­пин
11. A 11 № 3475. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яви­лось след­стви­ем по­ра­же­ния Рос­сии в Крым­ской войне?
1) по­те­ря Рос­си­ей Се­ва­сто­по­ля
2) уста­нов­ле­ние ней­траль­но­го ре­жи­ма Чёрного моря
3) со­зда­ние «Союза трёх им­пе­ра­то­ров»
4) со­зда­ние Свя­щен­но­го союза
12. A 12 № 3356. Про­чти­те от­ры­вок из вы­ска­зы­ва­ния пред­се­да­те­ля Со­ве­та ми­ни­стров и ука­жи­те его фа­ми­лию.

 

«Бод­рый оп­ти­мизм, на­блю­да­е­мый в нашей про­вин­ции, сов­па­да­ет с про­ве­де­ни­ем в жизнь зе­мель­ной ре­фор­мы. Я по­ла­гаю, что пре­жде всего над­ле­жит со­здать граж­да­ни­на, кре­стья­ни­на, кре­стья­ни­на-соб­ствен­ни­ка и мел­ко­го зем­ле­вла­дель­ца, а когда эта за­да­ча будет осу­ществ­ле­на - граж­дан­ствен­ность сама во­ца­рит­ся на Руси... Эта ве­ли­кая за­да­ча наша -со­зда­ние креп­ко­го еди­но­лич­но­го соб­ствен­ни­ка, надёжней­ше­го опло­та го­су­дар­ствен­но­сти и куль­ту­ры - не­уклон­но про­во­дит­ся Пра­ви­тель­ством».

1) П.А. Сто­лы­пин
2) П.Н. Ми­лю­ков
3) К.П. По­бе­до­нос­цев
4) М.Т. Лорис-Ме­ли­ков
13. A 13 № 3877. С кем из на­зван­ных лиц свя­за­но со­зда­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та?
1) М. В. Ло­мо­но­со­вым и И. И. Шу­ва­ло­вым
2) Н. И. Но­ви­ко­вым и Ека­те­ри­ной II
3) Ф. Про­ко­по­ви­чем и Пет­ром I
4) А. Т. Бо­ло­то­вым и Е. Р. Даш­ко­вой
14. A 14 № 3398. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду, из­вест­но­му под на­зва­ни­ем «по­ло­са при­зна­ния СССР»?
1) со­зда­ние Ко­мин­тер­на
2) под­пи­са­ние со­вет­ско-гер­ман­ско­го до­го­во­ра о не­на­па­де­нии и сек­рет­но­го про­то­ко­ла к нему
3) ис­клю­че­ние СССР из Лиги Наций
4) уста­нов­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей
15. A 15 № 1050. По­ли­ти­ка «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» не пред­по­ла­га­ла
1) вве­де­ния тру­до­вой по­вин­но­сти
2) на­ци­о­на­ли­за­ции всех про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий
3) раз­ви­тия аренд­ных от­но­ше­ний
4) от­ме­ны опла­ты ком­му­наль­ных услуг и транс­пор­та
16. A 16 № 700. При­зыв к граж­да­нам «Враг будет раз­бит, по­бе­да будет за нами!» про­зву­чал в вы­ступ­ле­нии
1) М. И. Ка­ли­ни­на 7 но­яб­ря 1941 г.
2) И. В. Ста­ли­на 3 июля 1941 г.
3) Г. К. Жу­ко­ва 6 де­каб­ря 1941 г.
4) В. М. Мо­ло­то­ва 22 июня 1941 г.
17. A 17 № 467. Про­чти­те от­ры­вок из меж­го­су­дар­ствен­но­го до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го СССР в июле 1941 г., и опре­де­ли­те, с какой стра­ной он был за­ключён.

 

«1. Оба пра­ви­тель­ства вза­им­но обя­зу­ют­ся ока­зы­вать друг другу по­мощь и под­держ­ку вся­ко­го рода в на­сто­я­щей войне про­тив гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии.

2. Они, далее, обя­зу­ют­ся, что в про­дол­же­ние этой войны они не будут ни вести пе­ре­го­во­ров, ни за­клю­чать пе­ре­ми­рия или мир­но­го до­го­во­ра, кроме как с обо­юд­но­го со­гла­сия».

1) Фран­ция
2) Ве­ли­ко­бри­та­ния
3) Ис­па­ния
4) США
18. A 18 № 4601. Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло в пе­ри­од с 1964 по 1985 г.?
1) учре­жде­ние поста Пре­зи­ден­та СССР
2) созыв Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов
3) вос­ста­нов­ле­ние поста Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС
4) пе­ре­име­но­ва­ние ВКП(б) в КПСС
19. A 19 № 274. Что было одним из по­след­ствий внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го курса М. С. Гор­бачёва?
1) уста­нов­ле­ние мно­го­по­ляр­но­го мира
2) ухуд­ше­ние со­вет­ско-аме­ри­кан­ских от­но­ше­ний
3) уси­ле­ние вли­я­ния СССР в мире
4) со­зда­ние Со­ве­та эко­но­ми­че­ской вза­и­мо­по­мо­щи
20. A 20 № 353. К ка­ко­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся со­зда­ние те­ат­ра «Со­вре­мен­ник»?
1) 1945—1953 гг.
2) 1953—1964 гг.
3) 1964—1985 гг.
4) 1985—1991 гг.
21. A 21 № 4205. Какое со­бы­тие про­изо­шло в годы пре­зи­дент­ства Б. Н. Ель­ци­на (в пе­ри­од 1991-1999 гг.)?
1) ввод рос­сий­ских войск в Аф­га­ни­стан
2) на­ча­ло ан­ти­ал­ко­голь­ной кам­па­нии
3) объ­яв­ле­ние Рос­си­ей тех­ни­че­ско­го де­фол­та по ос­нов­ным видам го­су­дар­ствен­ных цен­ных бумаг
4) ка­та­стро­фа на Чер­но­быль­ской АЭС
22. B 1 № 867. Рас­по­ло­жи­те со­бы­тия об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни в СССР, РФ в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

 

1) Хель­синк­ская де­кла­ра­ция

2) XX съезд КПСС

3) со­зда­ние СЭВ

4) об­ра­зо­ва­ние ГКЧП

5) ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан

23. B 2 № 205. Какие три де­я­те­ля куль­ту­ры вто­рой по­ло­ви­ны XX в. из пе­ре­чис­лен­ных ниже яв­ля­лись (яв­ля­ют­ся) ки­но­ре­жиссёрами? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) Э. А. Ря­за­нов

2) И. С. Гла­зу­нов

3) С. С. Го­во­ру­хин

4) Л. И. Гай­дай

5) А. М. Шилов

6) Э. И. Не­из­вест­ный

24. B 3 № 1430. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­граж­де­ни­я­ми войн и во­е­на­чаль­ни­ка­ми.

 

ВОЙНЫ

А) Оте­че­ствен­ная война 1812 г.

Б) Крым­ская война

В) рус­ско-ту­рец­кая война 1877—1878 гг.

Г) рус­ско-япон­ская война 1904—1905 гг.

 

ВО­Е­НА­ЧАЛЬ­НИ­КИ

1) З. П. Ро­же­ствен­ский

2) М. Д. Ско­бе­лев

3) П. С. На­хи­мов

4) А. А. Бру­си­лов

5) Д. В. Да­вы­дов

25. B 4 № 637. Ниже при­ве­де­ны из­вест­ные ис­то­ри­че­ские аб­бре­ви­а­ту­ры. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одной, воз­ник­ли в 1940—1990-х гг. Най­ди­те и за­пи­ши­те аб­бре­ви­а­ту­ру, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рой от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

СНК, СЭВ, ООН, ОВД. СНГ, НАТО.

 

26. B 5 № 110. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин).

 

В XVII в. лично сво­бод­ных кре­стьян, вла­дев­ших об­щин­ны­ми зем­ля­ми и нес­ших по­вин­но­сти го­су­дар­ству, на­зы­ва­ли ______.

27. B 6 № 756. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Ар­хи­тек­то­рыПа­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­рыМесто по­строй­ки
__________(А) Успен­ский собор Москва
До­ме­ни­ко Тре­зи­ни __________(Б) Санкт-Пе­тер­бург
__________(В) Ека­те­ри­нин­ский дво­рец __________(Г)
__________(Д) __________(Е) Москва

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Москва

2) Пет­ро­пав­лов­ский собор

3) Барма и Пост­ник

4) Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти

5) Ар­хан­гель­ский собор

6) Ф. О. Шех­тель

7) В. Рас­трел­ли

8) Цар­ское Село

9) Дом Ря­бу­шин­ско­го

28. B 7 № 3281. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка.

 

«Та­ври­че­ский дво­рец к ночи пре­вра­тил­ся в укреплённый ла­герь <...> Весь зал за­се­да­ний, хоры и со­сед­ние залы были на­пол­не­ны сол­да­та­ми. Потом в зале за­се­да­ний, впе­ре­меж­ку с сол­да­та­ми, от­кры­лись за­се­да­ния "Со­ве­та ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов". У него были свои за­бо­ты. Пока мы при­ни­ма­ли меры к со­хра­не­нию функ­ци­о­ни­ро­ва­ния выс­ших го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, Совет укреп­лял своё по­ло­же­ние в го­ро­де, раз­де­лив его на рай­о­ны. В каж­дом рай­о­не вой­ска и за­во­ды долж­ны были вы­брать своих пред­ста­ви­те­лей; на­зна­че­ны были "рай­он­ные ко­мис­са­ры для уста­нов­ле­ния на­род­ной вла­сти в рай­о­нах". Вре­мен­ный ко­ми­тет Думы был от­теснён в да­ле­кий угол двор­ца <...>, Ро­дзян­ко уже чув­ство­вал себя гла­вой и вождём со­вер­шив­ше­го­ся. Около трёх часов ночи мы по­лу­чи­ли пер­вые из­ве­стия о дей­стви­ях царя. <...> Не имея под ру­ка­ми тек­ста ма­ни­фе­ста <...> о пре­сто­ло­на­сле­дии, мы не со­об­ра­зи­ли тогда, что самый акт царя был не­за­ко­нен. <...> Со­по­став­ляя факты, нель­зя было не прий­ти к вы­во­ду, что царь хит­рил, - как он хит­рил, давая ок­тябрь­ский ма­ни­фест».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Упо­ми­на­е­мые в от­рыв­ке со­бы­тия от­но­сят­ся к пер­вой рос­сий­ской ре­во­лю­ции.

2) Ок­тябрь­ским ма­ни­фе­стом, упо­ми­на­е­мым в от­рыв­ке, в Рос­сии учре­жда­лась Г осу дар­ствен­ная Дума.

3) Опи­сан­ные в от­рыв­ке со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в Пет­ро­гра­де.

4) Ро­дзян­ко впо­след­ствии воз­гла­вил пра­ви­тель­ство.

5) В от­рыв­ке идёт речь об от­ре­че­нии царя в поль­зу брата.

6) Ито­гом опи­сан­ных со­бы­тий явил­ся пе­ре­ход всей вла­сти в руки Со­ве­та ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов.

 

___ ___ ___
29. B 8 № 4253. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Ука­жи­те аб­бре­ви­а­ту­ру, обо­зна­ча­ю­щую на­зва­ние во­ен­ной ор­га­ни­за­ции (во­ен­но­го блока), про­ти­во­сто­яв­шей во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­му блоку, вклю­чав­ше­му стра­ны, за­штри­хо­ван­ные на схеме.

30. B 9 № 4254. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Какая из стран, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми, ни­ко­гда не вхо­ди­ла в во­ен­ную ор­га­ни­за­цию (во­ен­ный блок), про­ти­во­сто­яв­шую во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­му блоку, стра­ны — участ­ни­цы ко­то­ро­го за­штри­хо­ва­ны на схеме? В от­ве­те на­пи­ши­те на­зва­ние этой стра­ны.

31. B 10 № 4255. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Ука­жи­те фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР, при ко­то­ром было со­зда­но го­су­дар­ство, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «2».

32. B 11 № 4256. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В стра­ну, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой «7», в 1950-х гг. были вве­де­ны со­вет­ские вой­ска.

2) Тур­ция в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ла в один из про­ти­во­сто­я­щих друг другу во­ен­ных бло­ков.

3) США в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся схема, вхо­ди­ли в во­ен­но-по­ли­ти­че­ский блок, вклю­ча­ю­щий стра­ны, за­штри­хо­ван­ные на схеме.

4) В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ют оба во­ен­но-по­ли­ти­че­ских блока, про­ти­во­сто­яв­ших друг другу в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся схема.

5) Стра­на, обо­зна­чен­ная на схеме циф­рой «4», в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны была осво­бож­де­на от фа­ши­стов со­вет­ски­ми вой­ска­ми.

6) На схеме обо­зна­че­ны все стра­ны, из­брав­шие со­ци­а­ли­сти­че­ский путь раз­ви­тия на пе­ри­од се­ре­ди­ны 1960-х гг.

 

___ ___ ___
33. B 12 № 3617. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В ходе перелёта, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка, его участ­ни­ки пре­одо­ле­ли более 2 тыс. ки­ло­мет­ров.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на поч­то­вая марка, свя­за­но с одним из до­сти­же­ний со­вет­ско­го мор­ско­го флота.

3) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на поч­то­вая марка, про­изо­шло в 1930-х гг.

4) Ру­ко­во­ди­тель перелёта, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка, про­сла­вил­ся в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

5) Участ­ни­ки перелёта, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка, про­ве­ли не­сколь­ко дней на Се­вер­ном по­лю­се.

 

___ ___
34. B 13 № 3618.

Ука­жи­те изоб­ра­же­ние, на ко­то­ром пред­став­лен объ­ект, по­стро­ен­ный в пе­ри­од ру­ко­вод­ства стра­ной по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, при ко­то­ром со­сто­я­лась обо­зна­чен­ная на марке экс­пе­ди­ция. В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

35. C 1 № 2281. Из ме­му­а­ров.

 

«Гу­бер­на­тор, видя мою ре­ши­мость ехать, ска­зал мне: "По­ду­май­те же, какие усло­вия Вы долж­ны бу­де­те под­пи­сать". – "Я их под­пи­шу, не читая". – "Я дол­жен ве­леть обыс­кать все Ваши вещи, Вам за­пре­ще­но иметь ма­лей­шие цен­но­сти". С этими сло­ва­ми он ушёл и при­слал ко мне целую ва­та­гу чи­нов­ни­ков […] тогда мне предъ­яви­ли к под­пи­си пре­сло­ву­тую под­пис­ку, причём они мне ска­за­ли, чтобы я со­хра­ни­ла с неё копию, дабы хо­ро­шень­ко её за­пом­нить. Когда они вышли, мой че­ло­век, про­чи­тав­ший её, ска­зал мне со сле­за­ми на гла­зах: "Кня­ги­ня, что Вы сде­ла­ли, про­чти­те же, что они от Вас тре­бу­ют!" – "Мне всё равно, уло­жим­ся ско­рее и по­едем".

Вот эта под­пис­ка: "Жена, сле­дуя за своим мужем и про­дол­жая с ним су­пру­же­скую связь, де­ла­ет­ся есте­ствен­но при­част­ной его судь­бе и по­те­ря­ет преж­нее зва­ние, то есть будет уже при­зна­ва­е­ма не иначе как женою ссыль­но­ка­торж­но­го, и с тем вме­сте при­ни­ма­ет на себя пе­ре­но­сить всё, что такое со­сто­я­ние может иметь тя­гост­но­го, ибо даже на­чаль­ство не в со­сто­я­нии будет за­щи­щать её от еже­час­ных мо­гу­щих быть оскорб­ле­ний от людей са­мо­го… пре­зри­тель­но­го клас­са, ко­то­рые най­дут в том как будто не­ко­то­рое право счи­тать жену го­су­дар­ствен­но­го пре­ступ­ни­ка, не­су­щую рав­ную с ним участь, себе по­доб­ною; оскорб­ле­ния сии могут быть даже на­силь­ствен­ные.

За­ко­ре­не­лым зло­де­ям не страш­ны на­ка­за­ния […] Дети, ко­то­рые при­жи­вут­ся в Си­би­ри, по­сту­пят в казённые за­вод­ские кре­стья­не […] Ни де­неж­ных сумм, ни вещей мно­го­цен­ных с собой взять не доз­во­ле­но; это за­пре­ща­ет­ся су­ще­ству­ю­щи­ми пра­ви­ла­ми и нужно для соб­ствен­ной их без­опас­но­сти по при­чи­не, что сии места на­се­ле­ны лю­дь­ми, го­то­вы­ми на вся­ко­го рода пре­ступ­ле­ния. Отъ­ез­дом в Нер­чин­ский край уни­что­жа­ет­ся право на кре­пост­ных людей, с ними при­быв­ших"».

 

Ука­жи­те, кем яв­ля­ет­ся автор ме­му­а­ров. Ука­жи­те де­ся­ти­ле­тие, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия. По­че­му автор ме­му­а­ров могла ли­шить­ся граж­дан­ских прав?

36. C 2 № 2283. Из ме­му­а­ров.

 

«Гу­бер­на­тор, видя мою ре­ши­мость ехать, ска­зал мне: "По­ду­май­те же, какие усло­вия Вы долж­ны бу­де­те под­пи­сать". – "Я их под­пи­шу, не читая". – "Я дол­жен ве­леть обыс­кать все Ваши вещи, Вам за­пре­ще­но иметь ма­лей­шие цен­но­сти". С этими сло­ва­ми он ушёл и при­слал ко мне целую ва­та­гу чи­нов­ни­ков […] тогда мне предъ­яви­ли к под­пи­си пре­сло­ву­тую под­пис­ку, причём они мне ска­за­ли, чтобы я со­хра­ни­ла с неё копию, дабы хо­ро­шень­ко её за­пом­нить. Когда они вышли, мой че­ло­век, про­чи­тав­ший её, ска­зал мне со сле­за­ми на гла­зах: "Кня­ги­ня, что Вы сде­ла­ли, про­чти­те же, что они от Вас тре­бу­ют!" – "Мне всё равно, уло­жим­ся ско­рее и по­едем".

Вот эта под­пис­ка: "Жена, сле­дуя за своим мужем и про­дол­жая с ним су­пру­же­скую связь, де­ла­ет­ся есте­ствен­но при­част­ной его судь­бе и по­те­ря­ет преж­нее зва­ние, то есть будет уже при­зна­ва­е­ма не иначе как женою ссыль­но­ка­торж­но­го, и с тем вме­сте при­ни­ма­ет на себя пе­ре­но­сить всё, что такое со­сто­я­ние может иметь тя­гост­но­го, ибо даже на­чаль­ство не в со­сто­я­нии будет за­щи­щать её от еже­час­ных мо­гу­щих быть оскорб­ле­ний от людей са­мо­го… пре­зри­тель­но­го клас­са, ко­то­рые най­дут в том как будто не­ко­то­рое право счи­тать жену го­су­дар­ствен­но­го пре­ступ­ни­ка, не­су­щую рав­ную с ним участь, себе по­доб­ною; оскорб­ле­ния сии могут быть даже на­силь­ствен­ные.

За­ко­ре­не­лым зло­де­ям не страш­ны на­ка­за­ния […] Дети, ко­то­рые при­жи­вут­ся в Си­би­ри, по­сту­пят в казённые за­вод­ские кре­стья­не […] Ни де­неж­ных сумм, ни вещей мно­го­цен­ных с собой взять не доз­во­ле­но; это за­пре­ща­ет­ся су­ще­ству­ю­щи­ми пра­ви­ла­ми и нужно для соб­ствен­ной их без­опас­но­сти по при­чи­не, что сии места на­се­ле­ны лю­дь­ми, го­то­вы­ми на вся­ко­го рода пре­ступ­ле­ния. Отъ­ез­дом в Нер­чин­ский край уни­что­жа­ет­ся право на кре­пост­ных людей, с ними при­быв­ших"».

 

О каких опас­но­стях, по­ми­мо по­те­ри граж­дан­ских прав, пре­ду­пре­жда­ют вла­сти ав­то­ра ме­му­а­ров? Ука­жи­те не менее трёх опас­но­стей.

37. C 4 № 2340. 1860-1870-е гг. в Рос­сии были озна­ме­но­ва­ны про­ве­де­ни­ем ши­ро­ко­мас­штаб­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые вошли в ис­то­рию как «Эпоха Ве­ли­ких ре­форм». Объ­яс­ни­те, чем была вы­зва­на не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния ре­форм (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).
38. C 5 № 605. Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на ре­фор­мы Петра I. Какая из на­зван­ных точек зре­ния вам пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ной? При­ве­ди­те не менее трёх фак­тов, по­ло­же­ний, ко­то­рые могут слу­жить ар­гу­мен­та­ми, под­твер­жда­ю­щи­ми из­бран­ную вами точку зре­ния.

 

1. «Пётр... был сыном сво­е­го века. Но он был под­лин­но велик, ибо за­бо­тил­ся о судь­бах стра­ны, росте её мо­гу­ще­ства».

(Н.И. Пав­лен­ко, со­вре­мен­ный ис­то­рик)

2. «Ре­фор­ма Петра была не­из­беж­на, но он со­вер­шил её путём страш­но­го на­си­лия над на­род­ной душой и на­род­ны­ми ве­ро­ва­ни­я­ми».

(А.Н. Тол­стой, пи­са­тель)

39. C 6 № 1035. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов ОД­НО­ГО ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля опре­де­лен­ной эпохи и на­пи­ши­те его ис­то­ри­че­ский порт­рет. Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (точ­ные годы жизни ука­зы­вать не надо). Дайте крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку ос­нов­ных на­прав­ле­ний (со­бы­тий, до­сти­же­ний и т.п.) и ре­зуль­та­тов его де­я­тель­но­сти.

 

1) Алек­сандр Нев­ский;

2) М. И. Ку­ту­зов;

3) П. А. Сто­лы­пин.