Пробный вариант ЕГЭ - №3
1. A 1 № 1115. Первым русским царём был
2) церковный раскол
3) Семилетняя война
4) введение опричнины
2) введение медных денег
3) введение подушной подати
4) введение рекрутчины
2) Успенский собор во Владимире
3) Софийский собор в Киеве
4) храм Покрова на Нерли
Прочтите отрывок из произведения историка и определите, о каком русском князе идёт в нём речь: «Итак, слепой, немудрящий правитель вернул свой престол. Его противники повергнуты были в прах. Единство земель вокруг Москвы было восстановлено. Но какой ценой? «Гнездо Калиты» было ликвидировано. … На смену «гнезду Калиты» пришла семья великого князя, а там был уже лишь шаг и до одного самодержца типа Ивана IV Васильевича. Он остался в истории с прозванием «Темный».
2) 1762-1801 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.
2) Александра I
3) Николая II
4) Александра II
2) военно-техническая отсталость России
3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров
4) ведение военных действий на территории Турции
«Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М.М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал. Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывающегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр II
2) была упразднена категория помещичьих крестьян
3) сложился всероссийский товарный рынок
4) были проведены преобразования государственной деревни
2) обострение англо-русских противоречий в Средней Азии
3) образование Тройственного Союза
4) рост освободительного движения на Балканах
«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
2) Комитет министров
3) Государственная дума
4) Учредительное собрание
2) Н. М. Карамзин
3) Н. И. Лобачевский
4) И. И. Мечников
2) Финляндией
3) Польшей
4) Великобританией
2) успех деятельности крестьянских кооперативов в предыдущие годы
3) насильственные действия со стороны властей в отношении крестьян
4) массовое разорение индивидуальных крестьянских хозяйств в результате падения цен на продовольствие
2) окружение немецких войск под Сталинградом
3) освобождение Белоруссии
4) форсирование Днепра
«…Прорвано наконец вражеское кольцо, опоясавшее героический, дважды бессмертный Сталинград. Вражеские дивизии окружены и в основном уничтожены. Трудно переоценить значение этой победы. Инициатива перешла в наши руки, немцы биты, и биты основательно. А это значит, что недалек тот час, когда они будут разбиты навсегда».
2) июль 1942 г.
3) февраль 1943 г.
4) декабрь 1943 г.
2) борьба с космополитизмом
3) издание Конституции «развитого социализма»
4) разгром «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича
2) рост лёгкой промышленности СССР
3) уменьшение доходной части бюджета СССР
4) перестройка внешней торговли СССР
2) «Чучело»
3) «Доживём до понедельника»
4) «Дорогой мой человек»
2) 1992 г.
3) 1993 г.
4) 1994 г.
1) введение урочных лет
2) заключение первого русско-византийского договора
3) окончание Смуты в России
4) издание манифеста о трёхдневной барщине
5) присоединение Новгорода к Москве
___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
выберите три верных суждения
1) передача части властных функций от партийных структур к советским
2) утверждение концепции «развитого социализма»
3) массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров
4) усиление влияния органов безопасности
5) проведение массовых репрессий
6) усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
ЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
A) начало промышленного переворота
Б) временнообязанное положение многих крестьян
B) появление первых торгово-промышленных монополий
ПЕРИОДЫ
1) 1760—1770-е гг.
2) 1830—1840-е гг.
3) 1860—1870-е гг.
4) 1880—1890-е гг.
5) 1920—1930-е гг.
Вольные хлебопашцы, Негласный комитет, Государственный Совет, земства, военные поселения.
«____________________», назначаемые Сенатом из числа местных помещиков, должны были регулировать и контролировать выкупные сделки, составлять уставные грамоты.
Правитель | Событие | Век |
---|---|---|
Иван Грозный | __________(А) | XVI в. |
__________(Б) | Присоединение Левобережной Украины к России | XVII в. |
Петр I | __________(В) | __________(Г) |
Николай I | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Прутский поход
2) взятие Казани
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) Кавказская война
6) XVI в.
7) XIX в.
8) Екатерина II
9) Елизавета Петровна
«...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
…17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»
____ | ____ | ____ |
Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.
Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.
2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».
3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».
4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.
5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
___ | ___ | ___ |
Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под ко-торыми они указаны
1) памятник был посвящён тысячелетию России
2) памятник был установлен в Новгороде
3) в качестве одного из персоналий памятника является Иван Грозный
4) памятник был установлен в период правления Николая I
5) автором памятника является O. Монферран
____ | ____ |
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».
На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.
Какие причины вызвали обострение отношений между царём и его ближайшим окружением, приведшее к разрыву царя с Избранной радой и установлению опричнины? Приведите не менее трёх объяснений.
Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.
1) Ярослав Мудрый;
2) М. И. Кутузов;
3) Н. С. Хрущев.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.