Пробный вариант ЕГЭ - №3

1. A 1 № 1115. Пер­вым рус­ским царём был

1) Иван III Ва­си­лье­вич
2) Ва­си­лий III Ива­но­вич
3) Иван IV Ва­си­лье­вич
4) Иван I Да­ни­ло­вич
2. A 2 № 530. Что из на­зван­но­го про­изо­шло в XVII в.?
1) кре­стьян­ская война под ру­ко­вод­ством Е. Пугачёва
2) цер­ков­ный рас­кол
3) Се­ми­лет­няя война
4) вве­де­ние оприч­ни­ны
3. A 3 № 531. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к при­чи­нам Смуты?
1) ди­на­сти­че­ский кри­зис
2) вве­де­ние мед­ных денег
3) вве­де­ние по­душ­ной по­да­ти
4) вве­де­ние ре­крут­чи­ны
4. A 4 № 4188. Какой из на­зван­ных па­мят­ни­ков древ­не­рус­ско­го зод­че­ства был со­здан во время кня­же­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го?
1) Гра­но­ви­тая па­ла­та в Москве
2) Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре
3) Со­фий­ский собор в Киеве
4) храм По­кро­ва на Нерли
5. A 5 № 884. Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния ис­то­ри­ка А. А. Зи­ми­на и опре­де­ли­те, о каком пра­ви­те­ле в нём го­во­рит­ся:

 

Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния ис­то­ри­ка и опре­де­ли­те, о каком рус­ском князе идёт в нём речь: «Итак, сле­пой, не­муд­ря­щий пра­ви­тель вер­нул свой пре­стол. Его про­тив­ни­ки по­верг­ну­ты были в прах. Един­ство зе­мель во­круг Моск­вы было вос­ста­нов­ле­но. Но какой ценой? «Гнез­до Ка­ли­ты» было лик­ви­ди­ро­ва­но. … На смену «гнез­ду Ка­ли­ты» при­ш­ла семья ве­ли­ко­го князя, а там был уже лишь шаг и до од­но­го са­мо­держ­ца типа Ивана IV Ва­си­лье­ви­ча. Он остал­ся в ис­то­рии с про­зва­ни­ем «Тем­ный».

1) Ва­си­лий I
2) Ва­си­лий II
3) Иван III
4) Ва­си­лий III
6. A 6 № 4499. Учре­жде­ние ми­ни­стерств, со­зда­ние Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та, раз­ра­бот­ка «Плана фи­нан­сов» ММ. Спе­ран­ско­го от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду
1) 1741-1762 гг.
2) 1762-1801 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.
7. A 7 № 4351. Про­ве­де­ние ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни, стро­и­тель­ство пер­вой в Рос­сии же­лез­ной до­ро­ги от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию
1) Ни­ко­лая I
2) Алек­сандра I
3) Ни­ко­лая II
4) Алек­сандра II
8. A 8 № 614. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к при­чи­нам по­ра­же­ния Рос­сии в Крым­ской войне?
1) ма­ло­чис­лен­ность рус­ской армии
2) во­ен­но-тех­ни­че­ская от­ста­лость Рос­сии
3) на­ру­ше­ние Ан­гли­ей и Фран­ци­ей со­юз­ни­че­ских до­го­во­ров
4) ве­де­ние во­ен­ных дей­ствий на тер­ри­то­рии Тур­ции
9. A 9 № 810. Про­чти­те от­ры­вок из книги ис­то­ри­ка и ука­жи­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идет речь.

 

«Он знал, что кон­сти­ту­ци­он­ные за­мыс­лы, планы осво­бож­де­ния кре­стьян вос­при­ни­ма­ют­ся дво­рян­ской мас­сой как на­ме­ре­ние «воз­жечь бунт», «вру­чить ору­жие на ис­треб­ле­ние дво­рян». Им­пе­ра­то­ру до­кла­ды­ва­ли о едва ли не все­об­щем ли­ко­ва­нии по по­во­ду от­став­ки его бли­жай­ше­го по­мощ­ни­ка М.М. Спе­ран­ско­го: «Как не сде­лать при­мер­но­го на­ка­за­ния — Спе­ран­ско­го не по­ве­сить?! О, из­верг! Чу­до­ви­ще! Не­бла­го­дар­ная, под­лая тварь!» — и он от­сту­пал. Ре­фор­мы шли рыв­ка­ми, то уско­ря­ясь, то за­ми­рая — в за­ви­си­мо­сти от на­стро­е­ния царя, раз­ры­ва­ю­ще­го­ся между же­ла­ни­ем что-то из­ме­нить и стрем­ле­ни­ем со­хра­нить сло­жив­ше­е­ся по­ло­же­ние между Спе­ран­ским и Арак­че­е­вым».

1) Павел I
2) Алек­сандр I
3) Ни­ко­лай I
4) Алек­сандр II
10. A 10 № 1006. В ходе кре­стьян­ской ре­фор­мы 1861 г.
1) на селе по­яви­лись «воль­ные хле­бо­паш­цы»
2) была упразд­не­на ка­те­го­рия по­ме­щи­чьих кре­стьян
3) сло­жил­ся все­рос­сий­ский то­вар­ный рынок
4) были про­ве­де­ны пре­об­ра­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни
11. A 11 № 695. Что по­слу­жи­ло пред­по­сыл­кой сбли­же­ния Рос­сии и Фран­ции в 80-е годы XIX века?
1) по­бе­да Рос­сии в рус­ско-ту­рец­кой войне
2) обостре­ние англо-рус­ских про­ти­во­ре­чий в Сред­ней Азии
3) об­ра­зо­ва­ние Трой­ствен­но­го Союза
4) рост осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния на Бал­ка­нах
12. A 12 № 150. Про­чти­те от­ры­вок из речи Ни­ко­лая II и ука­жи­те на­зва­ние го­су­дар­ствен­но­го ор­га­на, к пред­ста­ви­те­лям ко­то­ро­го он об­ра­щал­ся.

 

«Все­выш­ним Про­мыс­лом вручённое Мне по­пе­че­ние о благе Оте­че­ства по­бу­ди­ло Меня при­звать к со­дей­ствию в за­ко­но­да­тель­ной ра­бо­те вы­бор­ных от на­ро­да.

С пла­мен­ной верой в свет­лое бу­ду­щее Рос­сии, Я при­вет­ствую в лице вашем тех луч­ших людей, ко­то­рых Я по­ве­лел воз­люб­лен­ным моим под­дан­ным вы­брать от себя. Труд­ные и слож­ные ра­бо­ты пред­сто­ят вам. Верю, что лю­бовь к Ро­ди­не, го­ря­чее же­ла­ние по­слу­жить ей во­оду­ше­вят и спло­тят вас».

1) Съезд ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов
2) Ко­ми­тет ми­ни­стров
3) Го­су­дар­ствен­ная дума
4) Учре­ди­тель­ное со­бра­ние
13. A 13 № 190. Кто из ука­зан­ных лиц был ис­то­ри­ком?
1) И. М. Се­че­нов
2) Н. М. Ка­рам­зин
3) Н. И. Ло­ба­чев­ский
4) И. И. Меч­ни­ков
14. A 14 № 347. Брест­ский мир — это мир­ный до­го­вор, за­ключённый Со­вет­ской Рос­си­ей с
1) Гер­ма­ни­ей
2) Фин­лян­ди­ей
3) Поль­шей
4) Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей
15. A 15 № 465. Что из на­зван­но­го было одной из при­чин быст­рых тем­пов кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в конце 1920-х гг.?
1) ма­те­ри­аль­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность за­жи­точ­ных кре­стьян в со­зда­нии кол­хо­зов
2) успех де­я­тель­но­сти кре­стьян­ских ко­опе­ра­ти­вов в преды­ду­щие годы
3) на­силь­ствен­ные дей­ствия со сто­ро­ны вла­стей в от­но­ше­нии кре­стьян
4) мас­со­вое ра­зо­ре­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных кре­стьян­ских хо­зяйств в ре­зуль­та­те па­де­ния цен на про­до­воль­ствие
16. A 16 № 4599. Опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он» — это опе­ра­ция со­вет­ских войск, ре­зуль­та­том ко­то­рой было
1) взя­тие Кёнигсбер­га
2) окру­же­ние не­мец­ких войск под Ста­лин­гра­дом
3) осво­бож­де­ние Бе­ло­рус­сии
4) фор­си­ро­ва­ние Дне­пра
17. A 17 № 896. Про­чти­те от­ры­вок из пись­ма ге­не­рал-лей­те­нан­та П. И. Ба­то­ва и ука­жи­те дату его на­пи­са­ния.

 

«…Про­рва­но на­ко­нец вра­же­ское коль­цо, опо­я­сав­шее ге­ро­и­че­ский, два­жды бес­смерт­ный Ста­лин­град. Вра­же­ские ди­ви­зии окру­же­ны и в ос­нов­ном уни­что­же­ны. Труд­но пе­ре­оце­нить зна­че­ние этой по­бе­ды. Ини­ци­а­ти­ва пе­ре­ш­ла в наши руки, немцы биты, и биты ос­но­ва­тель­но. А это зна­чит, что не­да­лек тот час, когда они будут раз­би­ты на­все­гда».

1) ян­варь 1942 г.
2) июль 1942 г.
3) фев­раль 1943 г.
4) де­кабрь 1943 г.
18. A 18 № 273. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к пер­во­му по­сле­во­ен­но­му де­ся­ти­ле­тию?
1) вол­не­ния ра­бо­чих в г. Но­во­чер­кас­ске
2) борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом
3) из­да­ние Кон­сти­ту­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма»
4) раз­гром «ан­ти­пар­тий­ной груп­пы» Мо­ло­то­ва-Ма­лен­ко­ва-Ка­га­но­ви­ча
19. A 19 № 1133. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к эко­но­ми­че­ским по­след­стви­ям воз­ник­но­ве­ния «ми­ро­вой со­ци­а­ли­сти­че­ской си­сте­мы» после 1945 г.?
1) вве­де­ние ва­лют­ной кон­вер­ти­ру­е­мо­сти рубля
2) рост лёгкой про­мыш­лен­но­сти СССР
3) умень­ше­ние до­ход­ной части бюд­же­та СССР
4) пе­ре­строй­ка внеш­ней тор­гов­ли СССР
20. A 20 № 1095. Во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х гг. на экра­ны стра­ны вышел ху­до­же­ствен­ный фильм, от­ра­зив­ший ха­рак­тер­ные про­бле­мы со­вет­ской школы. Ука­жи­те на­зва­ние этого ки­но­филь­ма.
1) «Свет­лый путь»
2) «Чу­че­ло»
3) «Доживём до по­не­дель­ни­ка»
4) «До­ро­гой мой че­ло­век»
21. A 21 № 3725. Пер­вые вы­бо­ры в Го­су­дар­ствен­ную Думу РФ со­сто­я­лись в
1) 1991г.
2) 1992 г.
3) 1993 г.
4) 1994 г.
22. B 1 № 3486. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

 

1) вве­де­ние уроч­ных лет

2) за­клю­че­ние пер­во­го рус­ско-ви­зан­тий­ско­го до­го­во­ра

3) окон­ча­ние Смуты в Рос­сии

4) из­да­ние ма­ни­фе­ста о трёхднев­ной бар­щи­не

5) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да к Москве

 

___ ___ ___ ___ ___
23. B 2 № 868. Какие черты ха­рак­те­ри­зо­ва­ли внут­рен­нюю по­ли­ти­ку в СССР в 1965—1985 гг.?

вы­бе­ри­те три вер­ных суж­де­ния

 

1) пе­ре­да­ча части власт­ных функ­ций от пар­тий­ных струк­тур к со­вет­ским

2) утвер­жде­ние кон­цеп­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма»

3) мас­со­вая за­ме­на и омо­ло­же­ние пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ных кад­ров

4) уси­ле­ние вли­я­ния ор­га­нов без­опас­но­сти

5) про­ве­де­ние мас­со­вых ре­прес­сий

6) уси­ле­ние по­зи­ций пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ной но­мен­кла­ту­ры

24. B 3 № 593. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­я­ми эко­но­ми­че­ской жизни.и пе­ри­о­да­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся.

 

ЯВ­ЛЕ­НИЯ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ ЖИЗНИ

A) на­ча­ло про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та

Б) вре­мен­но­обя­зан­ное по­ло­же­ние мно­гих кре­стьян

B) по­яв­ле­ние пер­вых тор­го­во-про­мыш­лен­ных мо­но­по­лий

 

ПЕ­РИ­О­ДЫ

1) 1760—1770-е гг.

2) 1830—1840-е гг.

3) 1860—1870-е гг.

4) 1880—1890-е гг.

5) 1920—1930-е гг.

25. B 4 № 910. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, свя­за­ны с пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми Алек­сандра I. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

Воль­ные хле­бо­паш­цы, Не­глас­ный ко­ми­тет, Го­су­дар­ствен­ный Совет, зем­ства, во­ен­ные по­се­ле­ния.

 

26. B 5 № 3770. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное сло­во­со­че­та­ние.

 

«____________________», на­зна­ча­е­мые Се­на­том из числа мест­ных по­ме­щи­ков, долж­ны были ре­гу­ли­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать вы­куп­ные сдел­ки, со­став­лять устав­ные гра­мо­ты.

27. B 6 № 951. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Пра­ви­тельСо­бы­тиеВек
Иван Гроз­ный __________(А) XVI в.
__________(Б) При­со­еди­не­ние Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны к Рос­сии XVII в.
Петр I __________(В) __________(Г)
Ни­ко­лай I __________(Д) __________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Прут­ский поход

2) взя­тие Ка­за­ни

3) Алек­сей Ми­хай­ло­вич

4) XVIII в.

5) Кав­каз­ская война

6) XVI в.

7) XIX в.

8) Ека­те­ри­на II

9) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

28. B 7 № 2172. Про­чти­те от­рыв­ки из про­из­ве­де­ния сред­не­ве­ко­во­го ав­то­ра

 

«...15. Како детей своих вос­пи­та­ти во вся­ком на­ка­за­нии и стра­се божии

 

А по­шлеть Бог у кого дети сы­но­ве или дщери, ино имети по­пе­че­ние отцу и ма­те­ри о чадех своих снаб­ди­ти их и вос­пи­та­ти в добре на­ка­за­нии и учити стра­ху Божию и веж­ству и вся­ко­му бла­го­чи­нию и по вре­ме­ни и детем смот­ря и по воз­рас­ту учити ру­ко­де­лию ма­те­ри дщери а отцу сы­но­ве кто чево до­сто­ин каков кому про­суг Бог даст лю­би­ти их и бе­ре­чи и стра­хом спа­са­ти уча и на­ка­зуя и раз­су­жая раны воз­ло­га­ти на­ка­зуи дети во юно­сти по­ко­ит тя на ста­рость твою, и хра­ни­ти и блю­сти о чи­сто­те те­лес­нои и от вся­ка­го греха отцем чад своих якоже зе­ни­цу ока и яко своя душа аще что дети со­гре­ша­ют от­цо­вым и ма­тер­ним не­бре­же­ни­ем им о тех гре­сех ответ дати в день Страш­на­го Суда, а дети аще не бре­го­мы будут в не­на­ка­за­нии отцов и ма­те­реи аще что со­гре­шат или что со­тво­рят и отцем и ма­те­рем з детми от Бога грех а от людеи укор и по­смех, а дому тщета а себе скорбь и убы­ток а от судеи про­да­жа и со­ро­мо­та аще у бо­го­бо­яз­ни­вых ро­ди­те­леи, и у ра­зум­ных и бла­го­раз­суд­ных чада вос­пи­та­ни в стра­се Божии и в добре на­ка­за­нии и в бла­го­рас­суд­ном уче­нии вся­ко­му ра­зу­му и ве­штву и про­мыс­лу и ру­ко­де­лию, и те чада с ро­ди­те­ли сво­и­ми бы­ва­ют от Бога по­ми­ло­ва­ни а от освя­щен­на­го чину бла­го­сло­ве­ны а от доб­рых людеи хва­ли­ми, а в со­вер­ше­не воз­расте доб­рые люди с ра­до­стию и з бла­го­да­ре­ни­ем женят сынов своих по своеи вер­сте по суду Божию а дщери за их дети за­мужь вы­да­ют, и аще от та­ко­вых ко­то­рое чадо Бог воз­мет в по­ка­я­нии и с при­ча­сти­ем то от ро­ди­те­лю без­сквер­ная жерт­ва, к Богу при­но­сит­ся и в веч­ныя кровы все­ля­ют­ся а имеют дерз­но­ве­ние у Бога ми­ло­сти про­си­ти и остав­ле­ния, гре­хов и о ро­ди­те­лех своих.

 

…17. Како дети учити и стра­хом спа­са­ти

 

Казни сына сво­е­го от юно­сти его и по­ко­ит тя на ста­рость твою и даст кра­со­ту души твоеи и не ослаб­ляи бия мла­ден­ца, аще бо жез­лом биеши его не умрет но здра­вие будет ты бо бия его по телу, а душу его из­бав­ля­е­ши от смер­ти, дщерь ли имаши по­ло­жи на них грозу свою со­блю­де­ши я от те­лес­ных да не по­сра­ми­ши лица сво­е­го да в по­слу­ша­нии ходит да не свою волю при­и­ме­ши и в не­ра­зу­мии про­ку­дит дев­ство свое, и со­тво­рит­ся знаем твоим в по­смех и по­сра­мят тя пред мно­же­ством на­ро­да аще бо от­да­си дщерь свою бес по­ро­ка то яко ве­ли­ко дело со­вер­ши­ши и по­сре­ди со­бо­ра по­хва­ли­ши­ся при концы не по­сто­не­ши на ню любя же сына сво­е­го уча­щаи ему раны да по­сле­ди о нем воз­ве­се­ли­ши­ся казни сына сво­е­го измла­да и по­ра­ду­е­ши­ся о нем в му­же­стве и по­сре­ди злых по­хва­ли­ши­ся и за­висть при­и­мут враги твоя, вос­пи­таи де­ти­ще с пре­ще­ни­ем и об­ря­ще­ши о нем покои и бла­го­сло­ве­ние, не сме­и­ся к нему игры творя в мале бо ся осла­би­ши в ве­ли­це по­бо­ли­ши скор­бя и после же яко оско­ми­ны тво­ри­ши души твоеи, и не даж ему вла­сти во юно­сти но со­кру­ши ему ребра до­не­ле­же рас­теть а оже­съто­чав не по­ви­нет ти ся и будет ти до­са­же­ние и бо­лезнь души и тщета до­мо­ви по­ги­бель име­нию и уко­риз­на от сусед и по­смех пред враги пред вла­стию пла­тежь и до­са­да зла».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) дан­ное про­из­ве­де­ние было окон­ча­тель­но от­ре­дак­ти­ро­ва­но спо­движ­ни­ком Ивана Гроз­но­го свя­щен­ни­ком Силь­ве­стром.

2) про­из­ве­де­ние от­но­сит­ся к типу жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры

3) про­из­ве­де­ние яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVI в.

4) дан­ное про­из­ве­де­ние рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры было пред­на­зна­че­но для на­став­ле­ния пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих из бо­яр­ских кру­гов

5) дан­ный па­мят­ник рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры яв­лял­ся сбор­ни­ком пра­вил, со­ве­тов и на­став­ле­ний по всем на­прав­ле­ни­ям жизни рус­ско­го че­ло­ве­ка, вклю­чая во­про­сы об­ще­ствен­ные, се­мей­ные, хо­зяй­ствен­ные, ре­ли­ги­оз­ные

6) дан­ное про­из­ве­де­ние рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры на­зы­ва­лось «По­уче­ние»

 

____ ____ ____
29. B 8 № 3613. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

30. B 9 № 3614. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

31. B 10 № 3615. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, у стен ко­то­ро­го про­изо­шло сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «1».

32. B 11 № 3616. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, про­во­ди­лись ре­крут­ские на­бо­ры.

2) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

3) Одну из ре­ша­ю­щих побед в дан­ной войне рус­ская армия одер­жа­ла в сра­же­нии, обо­зна­чен­ном циф­рой «3».

4) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стала утра­та Рос­си­ей ста­ту­са мор­ской дер­жа­вы.

5) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

6) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии.

 

___ ___ ___
33. B 12 № 2181. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко-то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) па­мят­ник был по­свящён ты­ся­че­ле­тию Рос­сии

2) па­мят­ник был уста­нов­лен в Нов­го­ро­де

3) в ка­че­стве од­но­го из пер­со­на­лий па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся Иван Гроз­ный

4) па­мят­ник был уста­нов­лен в пе­ри­од прав­ле­ния Ни­ко­лая I

5) ав­то­ром па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся O. Мон­фер­ран

 

____ ____

 

34. B 13 № 2182. Кто из им­пе­ра­то­ров, пред­став­лен­ных ниже, пра­вил Рос­си­ей в то время, когда был со­здан этот па­мят­ник?

35. C 1 № 2024. Про­чти­те от­ры­вок из ме­му­а­ров Г.К. Жу­ко­ва и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Пе­ре­брав все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты, мы ре­ши­ли пред­ло­жить И.В. Ста­ли­ну сле­ду­ю­щий план дей­ствий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...

При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...

По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»

 

Как на­зы­ва­лась битва, о ко­то­рой идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Как на­зы­вал­ся план бо­е­вой опе­ра­ции?

36. C 3 № 2025. Про­чти­те от­ры­вок из ме­му­а­ров Г.К. Жу­ко­ва и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Пе­ре­брав все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты, мы ре­ши­ли пред­ло­жить И.В. Ста­ли­ну сле­ду­ю­щий план дей­ствий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...

При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...

По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»

 

Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ли успех со­вет­ско­го контр­на­ступ­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трёх фак­то­ров.

37. C 2 № 2026. Про­чти­те от­ры­вок из ста­тьи за­пад­но­го ис­то­ри­ка Б.Л. Гарта и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Трех­ме­сяч­ная борь­ба за овла­де­ние го­ро­дом в так­ти­че­ском плане для нем­цев све­лась к та­ран­ным ло­бо­вым уда­рам... Чем глуб­же немцы втя­ги­ва­лись в жилые рай­о­ны го­ро­да с их мно­го­чис­лен­ны­ми до­ма­ми, тем мед­лен­нее раз­ви­ва­лось их на­ступ­ле­ние.

На по­след­нем этапе осады линия фрон­та про­хо­ди­ла в не­сколь­ких сот­нях мет­ров от за­пад­но­го бе­ре­га Волги, но к этому вре­ме­ни не­мец­кий на­тиск в ре­зуль­та­те ис­клю­чи­тель­но тяжёлых по­терь стал осла­бе­вать. Каж­дый шаг впе­ред об­хо­дил­ся им всё до­ро­же и при­но­сил всё мень­ше ре­зуль­та­тов.

Слож­ные усло­вия улич­ных боев с упор­но обо­ро­ня­ю­щим­ся про­тив­ни­ком более бла­го­при­ят­ство­ва­ли рус­ским, хотя они также на­хо­ди­лись в труд­ном по­ло­же­нии. В сло­жив­шей­ся об­ста­нов­ке им при­хо­ди­лось пе­ре­во­зить под­креп­ле­ния и бо­е­при­па­сы на па­ро­мах и баржах через Волгу под ар­тил­ле­рий­ским огнем. Это огра­ни­чи­ва­ло раз­ме­ры сил, ко­то­рые рус­ские могли дер­жать и обес­пе­чи­вать снаб­же­ни­ем на за­пад­ном бе­ре­гу реки для обо­ро­ны го­ро­да. В силу этого за­щит­ни­ки го­ро­да не­од­но­крат­но под­вер­га­лись тя­же­лым ис­пы­та­ни­ям... На­пря­же­ние сил ге­ро­и­че­ских за­щит­ни­ков до­стиг­ло пре­де­ла, но они вы­сто­я­ли».

 

На ос­но­ве тек­ста и зна­ний из курса ис­то­рии на­зо­ви­те не менее трёх про­блем, с ко­то­ры­ми столк­ну­лись за­щит­ни­ки го­ро­да.

38. C 4 № 3291. Пер­вый пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV (вто­рая по­ло­ви­на 40-х - 50-е гг. XVI в.) был озна­ме­но­ван со­труд­ни­че­ством царя с Из­бран­ной радой и про­ве­де­ни­ем ре­форм в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни.

 

Какие при­чи­ны вы­зва­ли обостре­ние от­но­ше­ний между царём и его бли­жай­шим окру­же­ни­ем, при­вед­шее к раз­ры­ву царя с Из­бран­ной радой и уста­нов­ле­нию оприч­ни­ны? При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний.

39. C 5 № 1998. В во­про­се о при­чи­нах ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. в Рос­сии мне­ния ис­то­ри­ков рас­хо­дят­ся. Одни утвер­жда­ют, что стра­на в конце XIX – на­ча­ле XX вв. дви­га­лась по про­грес­сив­но­му пути со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, а ре­во­лю­ци­о­не­ры-де­мо­кра­ты и ли­бе­ра­лы своей борь­бой с вла­стью толь­ко «рас­ка­чи­ва­ли» рос­сий­скую го­су­дар­ствен­ность и во­влек­ли в борь­бу с ней на­род­ные массы. Дру­гие, ак­цен­ти­ру­ют вни­ма­ние на про­ти­во­ре­чи­вом ха­рак­те­ре раз­ви­тия стра­ны, ука­зы­вая на обост­ре­ние в конце XIX – на­ча­ле XX вв. ком­плек­са со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских и эт­но­куль­тур­ных про­ти­во­ре­чий, от­ра­же­ни­ем ко­то­рых стала ак­тив­ная де­я­тель­ность рос­сий­ской ин­тел­ли­ген­ции.

 

Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие из­бран­ную вами точку зре­ния.

40. C 6 № 1758. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов ОД­НО­ГО ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля опре­делённой эпохи и на­пи­ши­те его ис­то­ри­че­ский порт­рет.

 

1) Яро­слав Муд­рый;

2) М. И. Ку­ту­зов;

3) Н. С. Хру­щев.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те ос­нов­ные на­прав­ле­ния его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти.