Работа с текстом.

Прочитай фрагмент размышлений выдающегося российского ученого и общественного деятеля Д.С. Лихачева (1906-1999) и ответь на вопросы.

       Человек должен быть интеллигентен!

      Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

       А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

     Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового...

    Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)...

      Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненом автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий.  Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетный опыт меня в этом убедил.

       Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.

     Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

    Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и "ауры доброжелательности" вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Вопросы:

1. Что автор называет интеллигентностью?

2. Можно ли интеллигентного человека назвать культурным? Ответ объясни.

3. Свобода - это ответственность. Учитывая это, можно ли интеллигентного человека назвать свободным?

4. Если ты считаешь, что интеллигентный человек свободен, то есть несет ответственность за то, что делает, тогда найди в тексте мысли автора, подтверждающие это.