Пробный вариант ЕГЭ - №4
1. A 1 № 3665. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование
2) Алексея Михайловича
3) Ивана III
4) Ивана IV
2) победитель монголо-татар
3) автор «Русской правды»
4) автор «Указа о заповедных летах»
2) ограничение законом имущественных прав смердов
3) принятие Русью христианства из Византии
4) обеспечение защиты границ Руси от набегов половцев
2) Софийский собор в Киеве
3) Успенский собор во Владимире
4) Десятинную церковь в Киеве
«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш [Нижний Новгород], произойдёт такое великое дело: я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут и мы избавимся от иноплеменников».
2) нашествием Тимура
3) агрессией крестоносцев
4) Ливонской войной
2) «просвещенного абсолютизма»
3) политической раздробленности
4) «дворцовых переворотов»
2) Екатерины II
3) Александра I
4) Николая II
2) русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
3) присоединения украинских земель в 1654 г.
4) войны России с Турцией и Крымским ханством в 1676-1681 гг.
«Из наших дам в Петровском заводе я более всех помню княгинь Волконскую и Трубецкую… От матери я часто слышала, как много выстрадали две эти сильные, преданные женщины, последовавшие первыми за мужьями в Сибирь».
2) Александра II
3) Николая I
4) Александра I
2) получение Россией выхода к Черному морю
3) получение Северной Болгарией автономии
4) участие России в Континентальной блокаде Англии
«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация - Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...
Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».
2) Москва
3) Иваново-Вознесенск
4) Тула
2) проведение С. П. Дягилевым «Русских сезонов» в Париже
3) возникновение Товарищества передвижных художественных выставок
4) создание первого в России профессионального театра
2) денежная реформа
3) национализация мелкой промышленности
4) отмена продразвёрстки
2) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне
3) использовать материальные стимулы для роста экономики
4) отойти от сверхцентрализованной системы управления
2) Потсдамская конференция
3) Тегеранская конференция
4) Ялтинская конференция
«Если вы считаете, что я как начальник Генерального штаба способен только чепуху молоть, тогда мне здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника Генерального штаба и послать на фронт. Там я, видимо, принесу больше пользы Родине. … Я человек военный и готов выполнить любое решение Ставки, но имею твердую точку зрения на обстановку и способы ведения войны, убежден в ее правильности и доложил так, как думаю сам и Генеральный штаб.
Собрав карты, я вышел из кабинета с тяжелым чувством собственного бессилия. Примерно через полчаса меня пригласили к Верховному.
— Вот что, — сказал И. В. Сталин, — мы посоветовались и решили освободить вас от обязанностей начальника Генерального штаба… У вас большой опыт командования войсками в боевой обстановке. В действующей армии вы принесете несомненную пользу.»
2) А. М. Василевский
3) Л. П. Берия
4) И. С. Конев
2) смягчение критики культа личности И. В. Сталина руководителями государства
3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС
2) международная изоляция Кубы
3) попытка нападения США на Кубу
4) размещение на Кубе советских ракет
2) А. А. Блока
3) А. И. Солженицына
4) В. В. Маяковского
2) «Яблоко»
3) ЛДПР
4) «Единая Россия»
1) начало проведения радикальной экономической реформы – «шоковой терапии»
2) избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС
3) Первый полет человека в космос
4) принятие на XIX конференции КПСС резолюции «О гласности»
5) начало освоения целинных земель
1) Ливонская война
2) Семилетняя война
3) Смоленская война
4) Крымская война
5) Азовские походы
6) Семилетняя война
ПРАВИТЕЛИ
А) Николай II
Б) Николай I
В) Александр II
Г) Александр I
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
1) заключение договора между Россией, Германией и Австро-Венгрией («Союз трех императоров»)
2) начало Крымской войны
3) Отечественная война 1812 г.
4) русско-японская война 1904—1905 гг.
5) заключение Ништадского мира
Витте, Канкрин, Уваров, Меншиков, Сперанский, Милютин.
Государственный орган, осуществлявший общегосударственное
планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов, созданный в начале 1920-х гг., назывался ________________ СССР.
Страна | События | Руководитель СССР в период, когда произошло событие |
(А) | Ввод войск стран ОВД | (Б) |
ГДР | (В) | Н. С. Хрущёв |
Югославия | (Г) | (Д) |
(Е) | Вывод советских | М. С. Горбачёв |
Пропущенные элементы:
1) Ю. В. Андропов
2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство
3) разрыв дипломатических отношений с СССР
4) прекращение существования государства
5) Афганистан
6) И. В. Сталин
7) Венгрия
8) Чехословакия
9) Л. И. Брежнев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
«На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.
2) Царь, упоминаемый в отрывке - Иван III.
3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны.
4) Автор одобряет действия царя.
5) Упоминаемые в отрывке мужи-советники входили в Избранную раду.
6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины.
___ | ___ | ___ |
Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
___ | ___ | ___ |
Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.
2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.
3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.
4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.
5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.
___ | ___ |
Кто из представленных ниже русских поэтов был современником войны, в память о которой установлен изображённый обелиск? В ответе запишите цифру, под которой он указан.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».
На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.
Назовите два наиболее значимых направления политики «разрядки» и укажите причину значимости для СССР каждого из них.
«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
1) Иван Калита;
2) Алексей Михайлович;
3) П.А. Столыпин;
4) У. Черчилль.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику . Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.