Пробный вариант ЕГЭ - №4

1. A 1 № 3665. Пер­вый в ис­то­рии Рос­сии Зем­ский собор был со­зван в цар­ство­ва­ние

1) Петра I
2) Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча
3) Ивана III
4) Ивана IV
2. A 2 № 959. Князь Иван Да­ни­ло­вич Ка­ли­та вошёл в ис­то­рию как
1) «со­би­ра­тель земли рус­ской»
2) по­бе­ди­тель мон­го­ло-татар
3) автор «Рус­ской прав­ды»
4) автор «Указа о за­по­вед­ных летах»
3. A 3 № 765. Что из ука­зан­но­го от­но­сит­ся к по­след­стви­ям прав­ле­ния Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха?
1) упо­ря­до­чен­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния
2) огра­ни­че­ние за­ко­ном иму­ще­ствен­ных прав смер­дов
3) при­ня­тие Русью хри­сти­ан­ства из Ви­зан­тии
4) обес­пе­че­ние за­щи­ты гра­ниц Руси от на­бе­гов по­лов­цев
4. A 4 № 3908. В честь по­бе­ды над пе­че­не­га­ми Яро­слав Муд­рый по­ве­лел по­стро­ить
1) цер­ковь По­кро­ва на Нерли
2) Со­фий­ский собор в Киеве
3) Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре
4) Де­ся­тин­ную цер­ковь в Киеве
5. A 5 № 728. Про­чти­те от­ры­вок из об­ра­ще­ния к на­ро­ду ни­же­го­род­ско­го ста­ро­сты и ука­жи­те, с каким со­бы­ти­ем в ис­то­рии Рос­сии оно свя­за­но.

 

«Пра­во­слав­ные люди, по­хо­тим по­мочь Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству, не по­жа­ле­ем жи­во­тов наших, да не токмо жи­во­тов — дворы свои про­да­дим, жён, детей за­ло­жим и будем бить челом, чтоб кто-ни­будь стал у нас на­чаль­ни­ком. Дело ве­ли­кое! Мы со­вер­шим его, если Бог по­мо­жет. И какая хвала будет всем нам от Рус­ской земли, что от та­ко­го ма­ло­го го­ро­да, как наш [Ниж­ний Нов­го­род], про­изойдёт такое ве­ли­кое дело: я знаю, толь­ко мы на это по­дви­нем­ся, так и мно­гие го­ро­да к нам при­ста­нут и мы из­ба­вим­ся от ино­пле­мен­ни­ков».

1) Сму­той
2) на­ше­стви­ем Ти­му­ра
3) агрес­си­ей кре­сто­нос­цев
4) Ли­вон­ской вой­ной
6. A 6 № 1410. В рос­сий­ской ис­то­рии тер­ми­ны «вер­хов­ни­ки», «кон­ди­ции» от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду
1) ост­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний
2) «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма»
3) по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти
4) «двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов»
7. A 7 № 4311. Го­су­дар­ствен­ная де­я­тель­ность М. М. Спе­ран­ско­го, Н. Н. Но­во­силь­це­ва, А .А. Арак­че­е­ва от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию
1) Петра I
2) Ека­те­ри­ны II
3) Алек­сандра I
4) Ни­ко­лая II
8. A 8 № 3872. В ре­зуль­та­те ка­ко­го со­бы­тия Рос­сия за­во­е­ва­ла выход к Чёрному морю?
1) рус­ско-ту­рец­кой войны 1768-1774 гг.
2) рус­ско-ту­рец­кой войны 1806-1812 гг.
3) при­со­еди­не­ния укра­ин­ских зе­мель в 1654 г.
4) войны Рос­сии с Тур­ци­ей и Крым­ским хан­ством в 1676-1681 гг.
9. A 9 № 693. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний П. И. Ан­нен­ко­вой и ука­жи­те, как на­зы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли об­ще­ствен­но­го дви­же­ния XIX в., о женах ко­то­рых го­во­рит­ся в от­рыв­ке.

 

«Из наших дам в Пет­ров­ском за­во­де я более всех помню кня­гинь Вол­кон­скую и Тру­бец­кую… От ма­те­ри я часто слы­ша­ла, как много вы­стра­да­ли две эти силь­ные, пре­дан­ные жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие пер­вы­ми за му­жья­ми в Си­бирь».

1) на­род­ни­ки
2) де­каб­ри­сты
3) ле­галь­ные марк­си­сты
4) эсеры
10. A 10 № 3354. От­ме­на вре­мен­но­обя­зан­но­го со­сто­я­ния кре­стьян, раз­ра­бот­ка фаб­рич­но­го за­ко­но­да­тель­ства, из­да­ние цир­ку­ля­ра «о ку­хар­ки­ных детях», огра­ни­че­ние прав земств - всё это от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию
1) Алек­сандра III
2) Алек­сандра II
3) Ни­ко­лая I
4) Алек­сандра I
11. A 11 № 851. Что было одним из ре­зуль­та­тов по­бе­ды рос­сий­ских войск в рус­ско-ту­рец­кой войне 1877–1878 гг.?
1) за­клю­че­ние «Свя­щен­но­го союза»
2) по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Чер­но­му морю
3) по­лу­че­ние Се­вер­ной Бол­га­ри­ей ав­то­но­мии
4) уча­стие Рос­сии в Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де Ан­глии
12. A 12 № 4036. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те город, в ко­то­ром про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

 

«15 мая на общем со­бра­нии 35 тысяч ра­бо­чих на реке Талке была со­зда­на не­ви­дан­ная в мире ра­бо­чая ор­га­ни­за­ция - Совет ра­бо­чих де­пу­та­тов, ко­то­рый по­слу­жил про­об­ра­зом дру­гих Со­ве­тов, в 1905 году...

 

Совет сразу стал по­пу­ляр­ным в гла­зах ра­бо­чих, так как в него вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли всех фаб­рик и за­во­дов, и ещё более стал вли­я­тель­ным по­то­му, что в него вошли и жен­щи­ны, со­став­ляв­шие пре­об­ла­да­ю­щий эле­мент про­ле­та­ри­а­та го­ро­да. Совет с пер­вых же шагов взял на себя за­бо­ту о на­сущ­ных ин­те­ре­сах ра­бо­чих во время стач­ки: пе­ре­го­во­ры с го­род­ской думой, с гу­бер­на­то­ром, по­ли­ци­ей, а также с мест­ны­ми ла­воч­ни­ка­ми. Совет дей­ство­вал как орган вла­сти, пред­став­ля­ю­щий ин­те­ре­сы ра­бо­чих масс».

1) Санкт-Пе­тер­бург
2) Москва
3) Ива­но­во-Воз­не­сенск
4) Тула
13. A 13 № 3266. Какое из ука­зан­ных со­бы­тий куль­тур­ной жизни про­изо­шло позже всех осталь­ных?
1) со­зда­ние Н. М. Ка­рам­зи­ным «Ис­то­рии го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го»
2) про­ве­де­ние С. П. Дя­ги­ле­вым «Рус­ских се­зо­нов» в Па­ри­же
3) воз­ник­но­ве­ние То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок
4) со­зда­ние пер­во­го в Рос­сии про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра
14. A 14 № 4158. Пер­вым шагом при пе­ре­хо­де к нэпу стало(а)
1) упразд­не­ние ком­бе­дов
2) де­неж­ная ре­фор­ма
3) на­ци­о­на­ли­за­ция мел­кой про­мыш­лен­но­сти
4) от­ме­на прод­развёрстки
15. A 15 № 4638. Одной из при­чин вве­де­ния по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» было стрем­ле­ние боль­ше­ви­ков
1) обес­пе­чить свою по­пу­ляр­ность среди кре­стьян
2) скон­цен­три­ро­вать все ре­сур­сы для по­бе­ды в Граж­дан­ской войне
3) ис­поль­зо­вать ма­те­ри­аль­ные сти­му­лы для роста эко­но­ми­ки
4) отой­ти от сверх­цен­тра­ли­зо­ван­ной си­сте­мы управ­ле­ния
16. A 16 № 4320. На какой из меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций, со­сто­яв­ших­ся в ходе Вто­рой ми­ро­вой войны, одним из ос­нов­ных во­про­сов яв­лял­ся во­прос об от­кры­тии Вто­ро­го фрон­та в За­пад­ной Ев­ро­пе?
1) Сан-Фран­цис­ская кон­фе­рен­ция
2) Потс­дам­ская кон­фе­рен­ция
3) Те­ге­ран­ская кон­фе­рен­ция
4) Ял­тин­ская кон­фе­рен­ция
17. A 17 № 1092. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ния со­вет­ско­го пол­ко­вод­ца времён Ве­ли­кой оте­че­ствен­ной войны и ука­жи­те его фа­ми­лию.

 

«Если вы счи­та­е­те, что я как на­чаль­ник Ге­не­раль­но­го штаба спо­со­бен толь­ко че­пу­ху мо­лоть, тогда мне здесь де­лать не­че­го. Я прошу осво­бо­дить меня от обя­зан­но­стей на­чаль­ни­ка Ге­не­раль­но­го штаба и по­слать на фронт. Там я, ви­ди­мо, при­не­су боль­ше поль­зы Ро­ди­не. … Я че­ло­век во­ен­ный и готов вы­пол­нить любое ре­ше­ние Став­ки, но имею твер­дую точку зре­ния на об­ста­нов­ку и спо­со­бы ве­де­ния войны, убеж­ден в ее пра­виль­но­сти и до­ло­жил так, как думаю сам и Ге­не­раль­ный штаб.

Со­брав карты, я вышел из ка­би­не­та с тя­же­лым чув­ством соб­ствен­но­го бес­си­лия. При­мер­но через пол­ча­са меня при­гла­си­ли к Вер­хов­но­му.

— Вот что, — ска­зал И. В. Ста­лин, — мы по­со­ве­то­ва­лись и ре­ши­ли осво­бо­дить вас от обя­зан­но­стей на­чаль­ни­ка Ге­не­раль­но­го штаба… У вас боль­шой опыт ко­ман­до­ва­ния вой­ска­ми в бо­е­вой об­ста­нов­ке. В дей­ству­ю­щей армии вы при­не­се­те не­со­мнен­ную поль­зу.»

1) Г. К. Жуков
2) А. М. Ва­си­лев­ский
3) Л. П. Берия
4) И. С. Конев
18. A 18 № 4362. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ха­рак­тер­ным чер­там по­ли­ти­че­ской жизни СССР в 1970-х – се­ре­ди­не 1980-х гг.?
1) на­ча­ло про­цес­са ре­а­би­ли­та­ция жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий
2) смяг­че­ние кри­ти­ки куль­та лич­но­сти И. В. Ста­ли­на ру­ко­во­ди­те­ля­ми го­су­дар­ства
3) со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти пар­тий­но­го ап­па­ра­та
4) отход от при­зна­ния ру­ко­во­дя­щей роли КПСС
19. A 19 № 1015. При­чи­ной Ка­риб­ско­го кри­зи­са стала(-о)
1) ре­зо­лю­ция Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН
2) меж­ду­на­род­ная изо­ля­ция Кубы
3) по­пыт­ка на­па­де­ния США на Кубу
4) раз­ме­ще­ние на Кубе со­вет­ских ракет
20. A 20 № 821. Твор­че­ство кого из на­зван­ных пи­са­те­лей от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­ви­не XX века?
1) А. И. Куп­ри­на
2) А. А. Блока
3) А. И. Сол­же­ни­цы­на
4) В. В. Ма­я­ков­ско­го
21. A 21 № 354. Какая со­вре­мен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия Рос­сии воз­ник­ла позже осталь­ных?
1) КПРФ.
2) «Яб­ло­ко»
3) ЛДПР
4) «Еди­ная Рос­сия»
22. B 1 № 1275. Рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щие со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

 

1) на­ча­ло про­ве­де­ния ра­ди­каль­ной эко­но­ми­че­ской ре­фор­мы – «шо­ко­вой те­ра­пии»

2) из­бра­ние М. С. Гор­ба­че­ва Ге­не­раль­ным сек­ре­та­рем ЦК КПСС

3) Пер­вый полет че­ло­ве­ка в кос­мос

4) при­ня­тие на XIX кон­фе­рен­ции КПСС ре­зо­лю­ции «О глас­но­сти»

5) на­ча­ло осво­е­ния це­лин­ных зе­мель

23. B 2 № 1427. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тия от­но­сят­ся к XVI—XVII вв.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щие цифры.

 

1) Ли­вон­ская война

2) Се­ми­лет­няя война

3) Смо­лен­ская война

4) Крым­ская война

5) Азов­ские по­хо­ды

6) Се­ми­лет­няя война

24. B 3 № 1469. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­ви­те­ля­ми Рос­сии и ис­то­ри­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.

 

ПРА­ВИ­ТЕ­ЛИ

А) Ни­ко­лай II

Б) Ни­ко­лай I

В) Алек­сандр II

Г) Алек­сандр I

 

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ СО­БЫ­ТИЯ

1) за­клю­че­ние до­го­во­ра между Рос­си­ей, Гер­ма­ни­ей и Ав­ст­ро-Вен­гри­ей («Союз трех им­пе­ра­то­ров»)

2) на­ча­ло Крым­ской войны

3) Оте­че­ствен­ная война 1812 г.

4) рус­ско-япон­ская война 1904—1905 гг.

5) за­клю­че­ние Ништад­ско­го мира

25. B 4 № 598. Ниже при­ведён ряд имён го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XIX в. На­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к этому пе­ри­о­ду.

 

Витте, Кан­крин, Ува­ров, Мен­ши­ков, Спе­ран­ский, Ми­лю­тин.

26. B 5 № 3690. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

 

Го­су­дар­ствен­ный орган, осу­ществ­ляв­ший об­ще­го­су­дар­ствен­ное

 

пла­ни­ро­ва­ние раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ства СССР и кон­троль за вы­пол­не­ни­ем на­род­но­хо­зяй­ствен­ных пла­нов, со­здан­ный в на­ча­ле 1920-х гг., на­зы­вал­ся ________________ СССР.

27. B 6 № 4291. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Стра­на Со­бы­тия Ру­ко­во­ди­тель СССР в пе­ри­од, когда про­изо­шло со­бы­тие
(А) Ввод войск стран ОВД (Б)
ГДР (В) Н. С. Хрущёв
Юго­сла­вия (Г) (Д)
(Е) Вывод со­вет­ских М. С. Гор­бачёв

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

 

1) Ю. В. Ан­дро­пов

2) со­ору­же­ние стены для пре­кра­ще­ния бег­ства граж­дан в со­сед­нее го­су­дар­ство

3) раз­рыв ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с СССР

4) пре­кра­ще­ние су­ще­ство­ва­ния го­су­дар­ства

5) Аф­га­ни­стан

6) И. В. Ста­лин

7) Вен­грия

8) Че­хо­сло­ва­кия

9) Л. И. Бреж­нев

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

A Б В Г Д Е
___ ___ ___ ___ ___ ___
28. B 7 № 2567. Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та.

 

«На четвёртый год после взя­тия Дерп­та по­след­няя власть ли­ф­лянд­ская раз­ру­ши­лась... Часть зе­мель вошла в со­став ко­ро­лев­ства Поль­ско­го и Ве­ли­ко­го кня­же­ства Ли­тов­ско­го. И что же наш царь после этого пред­при­ни­ма­ет? Вна­ча­ле он про­го­ня­ет двух мужей-со­вет­ни­ков Силь­ве­ст­ра-про­то­по­па и Алек­сея Ада­ше­ва, ни в чём перед ним не ви­но­ва­тых, и от­кры­ва­ет свои уши злым льсте­цам, о ко­то­рых я уже писал. Они уже не­од­но­крат­но кле­ве­та­ли и до­но­си­ли за­глаз­но на этих свя­тых людей, осо­бен­но пре­успе­ли цар­ские шу­ри­ны и дру­гие не­че­сти­вые по­гу­би­те­ли всего цар­ства. А чего ради это было сде­ла­но? Они по­ла­га­ли, что их злоба не рас­кро­ет­ся и они смо­гут без­на­ка­зан­но всеми нами вла­деть и вер­шить не­пра­вед­ный суд, взят­ки брать и дру­гие пре­ступ­ле­ния со­вер­шать без­на­ка­зан­но, умно­жая себе со­сто­я­ние. И о чём же они кле­ве­щут и шеп­чут на ухо царю? Когда умер­ла ца­ри­ца, то они ска­за­ли, что по­гу­би­ли её эти два мужа (в чём сами ис­кус­ны и во что верят, то на свя­тых и доб­рых людей воз­ла­га­ют). Царь им по­ве­рил и пришёл в гнев. Вна­ча­ле начал разыс­ки­вать имена близ­ких род­ствен­ни­ков Алек­сея Ада­ше­ва и Силь­ве­ст­ра, а затем всех дру­зей и со­се­дей, и даже тех, кто едва был с ними зна­ком. Всех этих людей вы­го­ня­ли из домов, за­хва­ты­ва­ли их иму­ще­ство и име­ния, и му­чи­ли раз­лич­ны­ми му­ка­ми, и вы­сы­ла­ли в дру­гие го­ро­да. А зачем тех не­ви­нов­ных мучил? Земля возо­пи­ла о не­вин­но из­гнан­ных, ко­то­рых про­кли­на­ли вы­ше­упо­мя­ну­тые льсте­цы, со­блаз­нив­шие царя, а он сов­мест­но с ними, как бы оправ­ды­ва­ясь перед всеми, го­во­рил, что он такое тво­рит, толь­ко осте­ре­га­ясь кол­дов­ства (не­из­вест­но ка­ко­го), при­ка­зы­вая му­чить не од­но­го или двух, а весь свой народ».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Опи­сан­ные в до­ку­мен­те со­бы­тия от­но­сят­ся к пят­на­дца­то­му веку.

2) Царь, упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке - Иван III.

3) В от­рыв­ке упо­ми­на­ют­ся со­бы­тия Ли­вон­ской войны.

4) Автор одоб­ря­ет дей­ствия царя.

5) Упо­ми­на­е­мые в от­рыв­ке мужи-со­вет­ни­ки вхо­ди­ли в Из­бран­ную раду.

6) След­стви­ем опи­сан­ных в от­рыв­ке со­бы­тий было вве­де­ние оприч­ни­ны.

 

___ ___ ___
29. B 8 № 3853. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

На­зо­ви­те имя рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го про­изо­шли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме.

30. B 9 № 3854. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

 

31. B 10 № 3855. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние сра­же­ния, район ко­то­ро­го за­штри­хо­ван и обо­зна­чен на схеме циф­рой «2».

32. B 11 № 3856. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Одним из участ­ни­ков со­бы­тий, изоб­ражённых на схеме, был ад­ми­рал С.О. Ма­ка­ров.

2) В со­бы­ти­ях, обо­зна­чен­ных на схеме, участ­во­ва­ли ко­раб­ли Бал­тий­ско­го флота Рос­сии.

3) Мир­ный до­го­вор по ито­гам войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, был под­пи­сан в Ништад­те.

4) Бо­е­при­па­сы и по­пол­не­ние для рус­ской армии в ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, по­став­ля­лись по же­лез­ной до­ро­ге.

5) В ре­зуль­та­те войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, Рос­сия по­лу­чи­ла новые тер­ри­то­рии.

6) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, со­юз­ни­цей Рос­сии была Ан­глия.

 

___ ___ ___
33. B 12 № 4177. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Какие суж­де­ния, свя­зан­ные с изоб­ра­же­ни­ем, ко­то­рое Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Война, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, спо­соб­ство­ва­ла ста­би­ли­за­ции внут­ри­по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ки в Рос­сии.

2) След­стви­ем войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, была утра­та Рос­си­ей всего ост­ро­ва Са­ха­лин.

3) Сто­рон­ни­ком раз­вя­зы­ва­ния дан­ной войны был С. Ю. Витте.

4) В на­ча­ле войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, вра­же­ские ко­раб­ли по­пы­та­лись за­хва­тить рус­ский крей­сер и ка­но­нер­скую лодку в ко­рей­ском порту Че­муль­по.

5) Участ­ни­ка­ми войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, были Р. И. Кон­дра­тен­ко и С. О. Ма­ка­ров.

 

___ ___
34. B 13 № 4178. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

Кто из пред­став­лен­ных ниже рус­ских по­этов был со­вре­мен­ни­ком войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.

 

35. C 1 № 2024. Про­чти­те от­ры­вок из ме­му­а­ров Г.К. Жу­ко­ва и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Пе­ре­брав все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты, мы ре­ши­ли пред­ло­жить И.В. Ста­ли­ну сле­ду­ю­щий план дей­ствий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...

При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...

По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»

 

Как на­зы­ва­лась битва, о ко­то­рой идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Как на­зы­вал­ся план бо­е­вой опе­ра­ции?

36. C 3 № 2025. Про­чти­те от­ры­вок из ме­му­а­ров Г.К. Жу­ко­ва и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Пе­ре­брав все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты, мы ре­ши­ли пред­ло­жить И.В. Ста­ли­ну сле­ду­ю­щий план дей­ствий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...

При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...

По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»

 

Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ли успех со­вет­ско­го контр­на­ступ­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трёх фак­то­ров.

37. C 2 № 2026. Про­чти­те от­ры­вок из ста­тьи за­пад­но­го ис­то­ри­ка Б.Л. Гарта и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«Трех­ме­сяч­ная борь­ба за овла­де­ние го­ро­дом в так­ти­че­ском плане для нем­цев све­лась к та­ран­ным ло­бо­вым уда­рам... Чем глуб­же немцы втя­ги­ва­лись в жилые рай­о­ны го­ро­да с их мно­го­чис­лен­ны­ми до­ма­ми, тем мед­лен­нее раз­ви­ва­лось их на­ступ­ле­ние.

На по­след­нем этапе осады линия фрон­та про­хо­ди­ла в не­сколь­ких сот­нях мет­ров от за­пад­но­го бе­ре­га Волги, но к этому вре­ме­ни не­мец­кий на­тиск в ре­зуль­та­те ис­клю­чи­тель­но тяжёлых по­терь стал осла­бе­вать. Каж­дый шаг впе­ред об­хо­дил­ся им всё до­ро­же и при­но­сил всё мень­ше ре­зуль­та­тов.

Слож­ные усло­вия улич­ных боев с упор­но обо­ро­ня­ю­щим­ся про­тив­ни­ком более бла­го­при­ят­ство­ва­ли рус­ским, хотя они также на­хо­ди­лись в труд­ном по­ло­же­нии. В сло­жив­шей­ся об­ста­нов­ке им при­хо­ди­лось пе­ре­во­зить под­креп­ле­ния и бо­е­при­па­сы на па­ро­мах и баржах через Волгу под ар­тил­ле­рий­ским огнем. Это огра­ни­чи­ва­ло раз­ме­ры сил, ко­то­рые рус­ские могли дер­жать и обес­пе­чи­вать снаб­же­ни­ем на за­пад­ном бе­ре­гу реки для обо­ро­ны го­ро­да. В силу этого за­щит­ни­ки го­ро­да не­од­но­крат­но под­вер­га­лись тя­же­лым ис­пы­та­ни­ям... На­пря­же­ние сил ге­ро­и­че­ских за­щит­ни­ков до­стиг­ло пре­де­ла, но они вы­сто­я­ли».

 

На ос­но­ве тек­ста и зна­ний из курса ис­то­рии на­зо­ви­те не менее трёх про­блем, с ко­то­ры­ми столк­ну­лись за­щит­ни­ки го­ро­да.

38. C 4 № 3742. Из­вест­но, что в на­ча­ле 1970-х гг. по­ли­ти­че­ское ру­ко­вод­ство СССР во главе с Л.И. Бреж­не­вым про­воз­гла­си­ло по­ли­ти­ку «раз­ряд­ки» меж­ду­на­род­ной на­пряжённо­сти.

 

На­зо­ви­те два наи­бо­лее зна­чи­мых на­прав­ле­ния по­ли­ти­ки «раз­ряд­ки» и ука­жи­те при­чи­ну зна­чи­мо­сти для СССР каж­до­го из них.

39. C 5 № 4183. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Пе­ре­ход к фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти во вто­рой чет­вер­ти XII в. можно счи­тать про­грес­сом в раз­ви­тии сред­не­ве­ко­вой Руси, её рас­цве­том».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

 

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

40. C 6 № 3333. Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них од­но­го и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1) Иван Ка­ли­та;

2) Алек­сей Ми­хай­ло­вич;

3) П.А. Сто­лы­пин;

4) У. Чер­чилль.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку . Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.