Пробный вариант ЕГЭ - №5

1. B 1 № 4993. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к XIII в.?

 

1) битва на р. Воже

2) поход нов­го­род-се­вер­ско­го князя Игоря про­тив по­лов­цев

3) битва на р. Калке

4) раз­гром пе­че­не­гов Яро­сла­вом Муд­рым у Киева

2. B 2 № 4752. Пер­вый Зем­ский собор в Рос­сии был со­зван

 

1) в се­ре­ди­не XVI в.

2) в конце XVI в.

3) в се­ре­ди­не XVII в.

4) в конце XVII в.

3. B 3 № 142. Кто из кня­зей по­ве­лел воз­ве­сти стены Мос­ков­ско­го Крем­ля из крас­но­го кир­пи­ча и при­гла­сил в Моск­ву ита­льян­ских ма­сте­ров Ари­сто­те­ля Фи­о­ра­ван­ти, Але­ви­за Но­во­го и др.?

 

1) Иван Ка­ли­та

2) Иван Гроз­ный

3) Дмит­рий Дон­ской

4) Иван III

4. B 4 № 3429. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

 

«Ещё при жизни ма­те­ри, оста­вив на по­пе­че­нии Ольги Ки­ев­ское кня­же­ство, [князь] со­вер­шил пер­вые свои бле­стя­щие по­хо­ды. Он пошёл на Оку и под­чи­нил вя­ти­чей, ко­то­рые тогда пла­ти­ли дань ха­за­рам; затем об­ра­тил­ся на хазар и раз­гро­мил Ха­зар­ское цар­ство, взяв глав­ные го­ро­да хазар... На­ко­нец, [князь] про­ник на Волгу, ра­зо­рил землю кам­ских бол­гар и взял их город Бол­гар. Сло­вом, [он] по­бе­дил и ра­зо­рил всех во­сточ­ных со­се­дей Руси, вхо­див­ших в си­сте­му Ха­зар­ской дер­жа­вы. Глав­ной силой в При­чер­но­мо­рье ста­но­ви­лась те­перь Русь».

 

1) Вла­ди­мир

2) Свя­то­слав

3) Олег

4) Рюрик

5. B 5 № 1410. В рос­сий­ской ис­то­рии тер­ми­ны «вер­хов­ни­ки», «кон­ди­ции» от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду

 

1) ост­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний

2) «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма»

3) по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти

4) «двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов»

6. B 6 № 4876. «Вер­хов­ни­ки» иг­ра­ли опре­де­ля­ю­щую роль в по­ли­ти­че­ской жизни Рос­сии в пе­ри­од прав­ле­ния

 

1) Петра III

2) Петра I

3) Павла I

4) Петра II

7. B 7 № 4032. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к ито­гам цар­ство­ва­ния Павла I?

 

1) уста­нов­ле­ние но­во­го по­ряд­ка пре­сто­ло­на­сле­дия

2) пе­ре­ход к по­ли­ти­ке «про­свещённого аб­со­лю­тиз­ма»

3) по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да в Чёрное море

4) уве­ли­че­ние тер­ри­то­рии Рос­сии в ре­зуль­та­те раз­де­лов Речи Поспо­ли­той

8. B 8 № 2588. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний ге­не­ра­ла Э. И. Тот­ле­бе­на и ука­жи­те на­зва­ние вы­со­ты, за ко­то­рую шли оже­сточённые бои в ходе войны.

 

«На рас­све­те 6 июня 1855 г. на­чал­ся 4-й штурм пре­вос­хо­дя­щи­ми пол­чи­ща­ми врага, ко­то­рый за­кон­чил­ся по­ра­же­ни­ем со­юз­ни­ков. ...

Не­при­я­тель был встре­чен с обо­ро­ни­тель­ной линии силь­ным кар­теч­ным и ру­жей­ным огнём. ... По­не­ся зна­чи­тель­ные по­те­ри от на­ше­го огня, фран­цу­зы ... не вы­дер­жа­ли и от­сту­пи­ли, ста­ра­ясь укрыть­ся за кам­ня­ми и не­ров­но­стя­ми мест­но­сти, от­ку­да они от­кры­ли огонь по нашим ам­бра­зу­рам. ... Вско­ре фран­цу­зы, устро­ив­шись и уси­лив­шись ре­зер­вом, сде­ла­ли новую атаку. Но, бу­дучи снова встре­че­ны бег­лым ру­жей­ным и кар­теч­ным огнём, фран­цу­зы вто­рич­но по­вер­ну­ли назад...».

 

1) Ма­ла­хов кур­ган

2) Ма­ма­ев кур­ган

3) Зе­е­лов­ские вы­со­ты

4) Шип­кин­ский пе­ре­вал

9. B 9 № 3474. От­ме­на вре­мен­но­обя­зан­но­го со­сто­я­ния кре­стьян, раз­ра­бот­ка фаб­рич­но­го за­ко­но­да­тель­ства, из­да­ние цир­ку­ля­ра «о ку­хар­ки­ных детях», огра­ни­че­ние прав земств — всё это от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию

 

1) Алек­сандра I

2) Алек­сандра III

3) Ни­ко­лая I

4) Алек­сандра II

10. B 10 № 4035. Одним из след­ствий Ве­ли­ких ре­форм 1860-1870-х гг. в Рос­сии было

 

1) уста­нов­ле­ние в стра­не кон­сти­ту­ци­он­но­го строя

2) раз­ре­ше­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий

3) со­зда­ние си­сте­мы все­со­слов­но­го не­за­ви­си­мо­го су­до­про­из­вод­ства

4) учре­жде­ние цен­траль­но­го все­со­слов­но­го за­ко­но­со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на

11. B 11 № 501. Про­чти­те от­ры­вок из ра­бо­ты ис­то­ри­ка В. Г. Чер­ну­хи и опре­де­ли­те, какое время в нём опи­сы­ва­ет­ся.

 

«Вся Рос­сия на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии не­до­воль­ства и ожи­да­ния. Рас­хо­ды на войну при­ве­ли к де­фи­цит­но­му бюд­же­ту, ли­шав­ше­му пра­ви­тель­ство сво­бо­ды фи­нан­со­во­го манёвра. Война и не раз­ви­вав­ша­я­ся далее аг­рар­ная ре­фор­ма ухуд­ши­ли по­ло­же­ние в де­рев­не. Нищее рос­сий­ское кре­стьян­ство, не ви­дев­шее в массе воз­мож­но­сти сво­и­ми си­ла­ми ре­шить про­бле­му ма­ло­зе­ме­лья, на­чи­на­ет пи­тать ил­лю­зии от­но­си­тель­но рас­ши­ре­ния сво­е­го на­де­ла за счёт гос­под­ско­го. Так воз­ни­ка­ют слухи о «чёрном пе­ре­де­ле» — да­ро­вом по­лу­че­нии земли, гро­зя­щие опас­но­стью мас­со­во­го взры­ва. На­ро­до­воль­цы, не имея нор­маль­ных по­ли­ти­че­ских средств борь­бы, от­ча­яв­шись, пе­ре­хо­дят к тер­ро­ри­сти­че­ским дей­стви­ям».

 

1) конец 1850-х—на­ча­ло 1860-х гг.

2) конец 1870-х—на­ча­ло 1880-х гг.

3) конец 1880-х—на­ча­ло 1890-х гг.

4) конец 1890-х—на­ча­ло 1900-х гг.

12. B 12 № 3917. Кто из пе­ре­чис­лен­ных ниже лиц был учёным-хи­ми­ком, ав­то­ром оперы «Князь Игорь»?

 

1) А. П. Бо­ро­дин

2) О. И. Бове

3) И. П. Мар­тос

4) Т. А. Кон

13. B 13 № 53. На II Все­рос­сий­ском съез­де Со­ве­тов в ок­тяб­ре 1917 г. было при­ня­то ре­ше­ние

 

1) о про­воз­гла­ше­нии со­вет­ской вла­сти

2) о за­клю­че­нии се­па­рат­но­го мира с нем­ца­ми

3) о про­воз­гла­ше­нии Рос­сии кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хи­ей

4) о со­зда­нии Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства

14. B 14 № 504. Не­об­хо­ди­мость под­держ­ки про­до­воль­ствен­ной дик­та­ту­ры в де­рев­не летом 1918 г. стала одной из при­чин со­зда­ния

 

1) раб­фа­ков

2) лик­без­ов

3) ком­бе­дов

4) нар­ко­ма­тов

15. B 15 № 5280. Ма­ма­ев кур­ган, ле­ген­дар­ная вы­со­та, во­шед­шая в ис­то­рию в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, была рас­по­ло­же­на на тер­ри­то­рии

 

1) Ле­нин­гра­да

2) Ста­лин­гра­да

3) Се­ва­сто­по­ля

4) Киева

16. B 16 № 427. Круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне про­изо­шло в ходе битвы

 

1) Кур­ской

2) Мос­ков­ской

3) Бер­лин­ской

4) Ста­лин­град­ской

17. B 17 № 4768. Что из пе­ре­чис­лен­но­го дик­то­ва­ло не­об­хо­ди­мость «пе­ре­строй­ки» в СССР?

 

1) сни­же­ние тем­пов роста эко­но­ми­ки стра­ны

2) крах ком­му­ни­сти­че­ских ре­жи­мов в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы

3) мас­со­вые вы­ступ­ле­ния ра­бо­чих в Москве

4) за­да­ча по­стро­е­ния в СССР раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма

18. B 18 № 4807. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было ха­рак­тер­но для внеш­ней по­ли­ти­ки СССР в пе­ри­од «за­стоя»?

 

1) од­но­сто­рон­нее со­кра­ще­ние стра­те­ги­че­ских во­ору­же­ний

2) ре­а­ли­за­ция док­три­ны огра­ни­чен­но­го су­ве­ре­ни­те­та со­ци­а­ли­сти­че­ских стран

3) отказ от уча­стия со­вет­ских войск в во­оружённых кон­флик­тах на тер­ри­то­рии дру­гих стран

4) про­воз­гла­ше­ние кон­цеп­ции «но­во­го по­ли­ти­че­ско­го мыш­ле­ния»

19. B 19 № 3310. Про­чти­те от­ры­вок из вы­ска­зы­ва­ния и ука­жи­те, как на­зы­вал­ся про­цесс, о ко­то­ром идёт речь.

 

«С июля по но­ябрь 1941 г. на Урал, в Си­бирь, Сред­нюю Азию и Ка­зах­стан было вы­ве­зе­но более 100 про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий. В тот же пе­ри­од по же­лез­ным до­ро­гам стра­ны пе­ре­ве­зе­но около 1,5 мил­ли­о­на ва­го­нов гру­зов. Эта чёткая ра­бо­та поз­во­ли­ла в крат­чай­шие сроки со­здать на во­сто­ке стра­ны новую эко­но­ми­че­скую базу, ко­то­рая обес­пе­чи­ла рост во­ен­но­го мо­гу­ще­ства Со­вет­ско­го Союза и его по­бе­ду».

 

1) де­пор­та­ция

2) эва­ку­а­ция

3) ре­па­три­а­ция

4) мо­би­ли­за­ция

20. B 20 № 5154. Какие из пе­ре­чис­лен­ных жур­на­лов под­верг­лись кри­ти­ке в по­ста­нов­ле­нии Орг­бю­ро ЦК ВКП(б) в 1946 г. за предо­став­ле­ние ли­те­ра­тур­ной три­бу­ны А.А. Ах­ма­то­вой и М.М. Зо­щен­ко?

 

1) «Новый мир» и «Юность»

2) «Друж­ба на­ро­дов» и «Ино­стран­ная ли­те­ра­ту­ра»

3) «Звез­да» и «Ле­нин­град»

4) «Москва» и «Ок­тябрь»

21. B 21 № 393. По­яв­ле­ние ка­ко­го го­су­дар­ствен­но­го ор­га­на свя­за­но с при­ня­ти­ем Кон­сти­ту­ции РФ?

 

1) Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов

2) Со­ве­та Фе­де­ра­ции

3) Все­рос­сий­ско­го цен­траль­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та

4) Вер­хов­но­го Со­ве­та

22. B 22 № 672. Рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щие со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

 

1) об­ра­зо­ва­ние СССР

2) Брест­ский мир

3) Ка­риб­ский кри­зис

4) под­пи­са­ние со­вет­ско-гер­ман­ско­го пакта о не­на­па­де­нии

5) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции РФ

23. B 23 № 400. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний от­но­сят­ся к «во­ен­но­му ком­му­низ­му»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) арен­да мел­ких и сред­них пред­при­я­тий

2) прод­развёрстка

3) все­об­щая тру­до­вая по­вин­ность

4) кон­цес­сии ино­стран­ным пред­при­ни­ма­те­лям

5) бес­плат­ные ком­му­наль­ные услу­ги

6) ши­ро­кое ко­опе­ра­тив­ное дви­же­ние

24. B 24 № 4647. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ще­ствен­ны­ми дви­же­ни­я­ми, на­прав­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­ной мысли и по­зи­ци­я­ми, иде­я­ми, ими за­щи­ща­е­мы­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.

 

 

ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫЕ ДВИ­ЖЕ­НИЯ, НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НОЙ МЫСЛИ   ПО­ЗИ­ЦИИ, ИДЕИ

A) сла­вя­но­фи­лы

Б) анар­хи­сты

B) де­каб­ри­сты

Г) марк­си­сты

 

1) в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции долж­на уста­но­вить­ся дик­та­ту­ра про­ле­та­ри­а­та

2) по­став­лен­ных целей

можно до­бить­ся путём во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та, что пре­дот­вра­тит вы­ступ­ле­ние «черни»

3) сила вла­сти — царю, сила мне­ния — на­ро­ду

4) кре­пост­ное право есть благо для Рос­сии, со­от­вет­ству­ю­щее её тра­ди­ци­он­ным усто­ям

5) любая го­су­дар­ствен­ная власть есть зло

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

 

25. B 25 № 4049. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­ра­жа­ют про­цесс за­кре­по­ще­ния кре­стьян в XV−XVII вв.

 

1) <по­жи­лое

2) Со­бор­ное уло­же­ние

3) Та­бель о ран­гах

4) за­по­вед­ные лета

5) уроч­ные лета

6) Юрьев день

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

26. B 26 № 3650. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

 

В ходе де­неж­ной ре­фор­мы Е. Ф. Кан­кри­на глав­ной еди­ни­цей об­ра­ще­ния стал ___________________ рубль, что при­да­ло по­сто­ян­ство де­неж­но­му курсу.

27. B 27 № 3611. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Глава Пра­ви­тель­ства РФПе­ри­одСо­бы­тие
__________(А) Март—ав­густ 1998 г. __________(Б)
Е. М. При­ма­ков Сен­тябрь 1998 г. — май 1999 г. __________(В)
__________(Г) __________(Д) Пер­вый вы­пуск Го­су­дар­ствен­ных

крат­ко­сроч­ны­хоб­ли­га­ций (ГКО)

Б. Н. Ель­цин __________(Е) Ли­бе­ра­ли­за­ция цен

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

 

1) но­ябрь 1991 г. — июнь 1992 г.

2) на­ча­ло ре­а­ли­за­ции при­о­ри­тет­ных на­ци­о­наль­ных про­ек­тов

3) от­ме­на ви­зи­та в США в связи с ре­ше­ни­ем НАТО о бом­бар­ди­ров­ке Юго­сла­вии

4) де­кабрь 1992 г. — март 1998 г.

5) B. C. Чер­но­мыр­дин

6) объ­яв­ле­ние тех­ни­че­ско­го де­фол­та

7) С. В. Ки­ри­ен­ко

8) май−ав­густ 1999 г.

9) М. М. Ка­сья­нов

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           
28. B 28 № 2161. Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

 

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда Свя­то­слав вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, — та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Свя­то­слав на хазар. Услы­шав же, ха­за­ры вышли нав­стре­чу во главе со своим кня­зем Ка­га­ном и со­шлись бить­ся, и в битве одо­лел Свя­то­слав хазар, и сто­ли­цу их и Белую Вежу взял. И по­бе­дил ясов и ка­со­гов.

В год 6474. Вя­ти­чей по­бе­дил Свя­то­слав и дань на них воз­ло­жил.

В год 6475. Пошел Свя­то­слав на Дунай на бол­гар. И би­лись обе сто­ро­ны, и одо­лел Свя­то­слав бол­гар, и взял го­ро­дов их 80 по Дунаю, и сел кня­жить там в Пе­ре­я­с­лав­це, беря дань с гре­ков.»

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) мать Свя­то­сла­ва кня­ги­ня Ольга уго­во­ри­ла сына при­нять пра­во­сла­вие

2) вя­ти­чи се­ли­лись в ниж­нем те­че­нии Дне­пра

3) кроме хазар Свя­то­слав окон­ча­тель­но раз­гро­мил пе­че­не­гов

4) Свя­то­сла­ву не уда­лось за­кре­пить­ся на Дунае в про­ти­во­бор­стве с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей

5) дан­ный текст ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ет о со­бы­ти­ях X в.

6) отцом Свя­то­сла­ва был князь Игорь

29. B 29 № 2140. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

30. B 30 № 2141. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

На­пи­ши­те на­зва­ние древ­не­го реч­но­го пути, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

31. B 31 № 2142. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

32. B 32 № 2143. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.

33. B 33 № 4057. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния о го­ро­де, ста­рин­ный план ко­то­ро­го Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В от­ли­чие от дру­гих рус­ских зе­мель в этом го­ро­де редко со­зы­ва­лось на­род­ное вече.

2) В пе­ри­од по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти рус­ских зе­мель в этом го­ро­де уста­но­ви­лась силь­ная кня­же­ская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в го­ро­де пра­вил князь Вла­ди­мир Мо­но­мах.

4) Через этот город в древ­но­сти про­хо­дил тор­го­вый путь «из варяг в греки».

5) Город, изоб­ражённый на плане, был при­со­единён к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству в 1478 г.

34. B 34 № 4058. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какой из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков на­хо­дит­ся в этом го­ро­де? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.

 

35. C 1 № 4864. На­зо­ви­те ав­то­ра дан­но­го пись­ма. Ука­жи­те год, когда было на­пи­са­но пись­мо. На­зо­ви­те мос­ков­ско­го князя, пра­вив­ше­го в пе­ри­од, когда сред­не­ази­ат­ский за­во­е­ва­тель, упо­мя­ну­тый в пись­ме, вторг­ся в рус­ские земли.

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Про­чти­те от­ры­вок из пись­ма рос­сий­ской им­пе­ра­три­цы.

 

«С удо­воль­стви­ем <...> я удо­вле­тво­рю вашу лю­бо­зна­тель­ность по от­но­ше­нию к Пугачёву; это будет мне тем удоб­нее сде­лать, что вот уже месяц, как он схва­чен, или, вы­ра­жа­ясь вер­нее, свя­зан и скру­чен сво­и­ми соб­ствен­ны­ми же лю­дь­ми в не­оби­та­е­мой степи между Вол­гой и Яиком, куда он был за­гнан по­слан­ны­ми про­тив него со всех сто­рон вой­ска­ми. Лишённые при­па­сов и средств для про­до­воль­ствия, то­ва­ри­щи его, воз­мущённые сверх того ещё же­сто­ко­стя­ми, им тво­ри­мы­ми, и в на­деж­де за­слу­жить про­ще­ние, вы­да­ли его ко­мен­дан­ту Яиц­кой кре­по­сти, ко­то­рый и от­пра­вил его от­ту­да в Сим­бирск к ге­не­ра­лу графу Па­ни­ну. В на­сто­я­щее время он в до­ро­ге, на пути к Москве. Когда его при­ве­ли к графу Па­ни­ну, он со­вер­шен­но на­ив­но при­знал­ся на пер­вом же до­про­се, что он дон­ской казак, на­звал место сво­е­го рож­де­ния, ска­зал, что женат на до­че­ри дон­ско­го ка­за­ка, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

Так как у ге­не­ра­ла Па­ни­на в вой­ске не­ма­ло дон­ских ка­за­ков, …то всё ска­зан­ное было тот­час же про­ве­ре­но через зем­ля­ков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни ма­лей­ших дан­ных пред­по­ла­гать, чтоб он был ору­ди­ем какой-либо дер­жа­вы или чтобы он сле­до­вал чьему-либо вдох­но­ве­нию. При­хо­дит­ся пред­по­ла­гать, что Пугачёв сам хо­зя­ин-раз­бой­ник, а не лакей какой-ни­будь живой души.

После Та­мер­ла­на, я думаю, едва ли найдётся кто-либо дру­гой, кто более ис­тре­бил рода че­ло­ве­че­ско­го <...> он вешал без по­ща­ды и вся­ко­го суда всех лиц дво­рян­ско­го рода: муж­чин, жен­щин и детей, всех офи­це­ров, всех сол­дат, какие ему толь­ко по­па­да­ли в руки <...>.

Но что по­ка­жет вам хо­ро­шо, как да­ле­ко может обо­льщать­ся че­ло­век, — это то, что он осме­ли­ва­ет­ся ещё пи­тать кое-какие на­деж­ды. Он во­об­ра­жа­ет, что ввиду его от­ва­ги я могу его по­ми­ло­вать и что свои про­шлые пре­ступ­ле­ния он мог бы за­гла­дить сво­и­ми бу­ду­щи­ми услу­га­ми. Рас­суж­де­ние его могло бы ока­зать­ся пра­виль­ным, и я могла бы про­стить его, если б со­де­ян­ное им оскорб­ля­ло меня одну; но дело это — дело, за­тра­ги­ва­ю­щее го­су­дар­ство, у ко­то­ро­го свои за­ко­ны».

36. C 2 № 4865. По­че­му, по мне­нию ав­то­ра пись­ма, Пугачёв на­де­ял­ся на по­ща­ду? Ука­жи­те одну любую при­чи­ну. По­че­му автор пись­ма счи­та­ет, что Пугачёва по­ми­ло­вать нель­зя? Ука­жи­те две при­чи­ны.
37. C 3 № 4866. По­че­му для ав­то­ра пись­ма осо­бен­но важен факт при­зна­ния Пугачёвым сво­е­го про­ис­хож­де­ния? Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, при­ве­ди­те любые два объ­яс­не­ния по­до­зре­ний ав­то­ра дан­но­го пись­ма о су­ще­ство­ва­нии связи Пугачёва с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми.
38. C 4 № 4827. Одной из глав­ных задач со­вет­ско­го ру­ко­вод­ства после окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны стал пе­ре­вод со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской сферы жизни об­ще­ства на мир­ные рель­сы. При­ве­ди­те любые три меры, ко­то­рые были пред­при­ня­ты со­вет­ским ру­ко­вод­ством для ре­ше­ния этой за­да­чи.
39. C 5 № 4948. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Ре­фор­ма го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни П.Д. Киселёва была по­лез­на для го­су­дар­ства и об­ще­ства».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

40. C 6 № 5174. Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1) Дмит­рий Дон­ской; 2) М.М. Спе­ран­ский; 3) Уин­стон Чер­чилль; 4) Н.С. Хрущёв.

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века).

Ука­жи­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их ха­рак­те­ри­сти­ку. Ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го из на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти долж­на со­дер­жать ос­нов­ные факты, от­но­ся­щи­е­ся к этим на­прав­ле­ни­ям.

При­ве­ди­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из ука­зан­ных Вами на­прав­ле­ний.