Пробный вариант ЕГЭ - №9

1. За­да­ние 1 № 5416. Пер­вое сра­же­ние рус­ских дру­жин с мон­го­ло-та­та­ра­ми про­изо­шло на реке

1) Калка

2) Вожа

3) Угра

4) Нева

2. За­да­ние 2 № 1446. Что было при­чи­ной вос­ста­ния мо­на­хов Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря в 1668—1676 гг.?

 

1) цер­ков­ная ре­фор­ма пат­ри­ар­ха Ни­ко­на

2) со­зда­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да

3) се­ку­ля­ри­за­ция мо­на­стыр­ских зе­мель

4) упразд­не­ние в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства

3. За­да­ние 3 № 43. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к до­сти­же­ни­ям куль­ту­ры в Рос­сии XVI в.?

 

1) тво­ре­ния ико­но­пис­ца Ан­дрея Рублёва

2) воз­ве­де­ние храма По­кро­ва на Нерли

3) на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния

4) тво­ре­ния зод­че­го Ва­си­лия Ба­же­но­ва

4. За­да­ние 4 № 3298. Про­чти­те от­ры­вок из об­ра­ще­ния к на­ро­ду ни­же­го­род­ско­го ста­ро­сты и ука­жи­те, с каким со­бы­ти­ем в ис­то­рии Рос­сии оно свя­за­но.

 

«Пра­во­слав­ные люди, по­хо­тим по­мочь Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству, не по­жа­ле­ем жи­во­тов наших, да не токмо жи­во­тов — дворы свои про­да­дим, жён, детей за­ло­жим и будем бить челом, чтоб кто-ни­будь стал у нас на­чаль­ни­ком. Дело ве­ли­кое! Мы со­вер­шим его, если Бог по­мо­жет. И какая хвала будет всем нам от Рус­ской земли, что от та­ко­го ма­ло­го го­ро­да, как наш (Ниж­ний Нов­го­род), про­изойдёт такое ве­ли­кое дело: я знаю, толь­ко мы на это по­дви­нем­ся, так и мно­гие го­ро­да к нам при­ста­нут и мы из­ба­вим­ся от ино­пле­мен­ни­ков».

 

1) Смута

2) на­ше­ствие Ти­му­ра

3) агрес­сия кре­сто­нос­цев

4) Ли­вон­ская война

5. За­да­ние 5 № 4230. Какое со­бы­тие про­изо­шло в цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны II?

 

1) учре­жде­ние Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ства

2) учре­жде­ние кол­ле­гий вме­сто си­сте­мы при­ка­зов

3) из­да­ние свода за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии

4) из­да­ние указа о еди­но­на­сле­дии

6. За­да­ние 6 № 807. Из­да­те­лем са­ти­ри­че­ских жур­на­лов «Тру­тень» и «Жи­во­пи­сец» был

 

1) А. Ра­ди­щев

2) М. Ло­мо­но­сов

3) Н. Но­ви­ков

4) Г. По­тем­кин

7. За­да­ние 7 № 86. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к пред­по­сыл­кам двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии?

 

1) пре­кра­ще­ние де­я­тель­но­сти Зем­ских со­бо­ров

2) со­зда­ние ка­ра­тель­ных го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов — фис­ка­лов и про­ку­ра­ту­ры

3) лик­ви­да­ция пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии

4) из­ме­не­ние тра­ди­ци­он­ной си­сте­мы пре­сто­ло­на­сле­дия

8. За­да­ние 8 № 225. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В. О. Клю­чев­ско­го и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке.

 

«Им­пе­ра­тор... не го­то­вил­ся и не желал цар­ство­вать. При­нуждённый цар­ство­вать, он шёл к не­ожи­дан­но­му и не­же­лан­но­му пре­сто­лу сквозь ряды мя­теж­ных войск... Смута 14 де­каб­ря рас­смат­ри­ва­лась как тяж­кое на­ру­ше­ние во­ин­ской дис­ци­пли­ны, про­ис­шед­шее от лож­но­го на­прав­ле­ния умов. По­се­му упро­че­ние дис­ци­пли­ны и надёжное вос­пи­та­ние умов долж­ны были стать бли­жай­ши­ми и важ­ней­ши­ми внут­рен­ни­ми за­да­ча­ми цар­ство­ва­ния... Время этого им­пе­ра­то­ра — эпоха край­не­го са­мо­утвер­жде­ния рус­ской са­мо­дер­жав­ной вла­сти...»

 

1) Ни­ко­лай I

2) Алек­сандр III

3) Ни­ко­лай II

4) Алек­сандр II

9. За­да­ние 9 № 1258. К ка­ко­му те­че­нию об­ще­ствен­ной мысли XIX в. от­но­сят­ся «бун­тар­ское», «про­па­ган­дист­ское» и «за­го­вор­щи­че­ское» на­прав­ле­ния?

 

1) сла­вя­но­филь­ство

2) за­пад­ни­че­ство

3) на­род­ни­че­ство

4) со­ци­ал-де­мо­кра­тия

10. За­да­ние 10 № 4155. Стрем­ле­ние Рос­сии взять под свой кон­троль про­ли­вы Бос­фор и Дар­да­нел­лы стало одной из при­чин

 

1) со­зда­ния «Союза трёх им­пе­ра­то­ров»

2) под­пи­са­ния Тиль­зит­ско­го до­го­во­ра

3) от­прав­ки 150-ты­сяч­но­го рос­сий­ско­го кор­пу­са в Вен­грию

4) на­ча­ла рус­ско-ту­рец­кой войны 1877-1878 гг.

11. За­да­ние 11 № 1416. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния со­вре­мен­ни­ка и ука­жи­те даты войны, о со­бы­ти­ях ко­то­рой идет речь.

 

«Огонь с нашей сто­ро­ны был убий­ствен­но силен: ни один фран­цуз не мог при­бли­зить­ся к ба­сти­о­ну... Толь­ко ан­гли­ча­не про­тив тре­тье­го ба­сти­о­на не могли уго­мо­нить­ся и пы­та­лись овла­деть им. Но тщет­но. Между тем, увле­чен­ные своим делом, мы не ви­да­ли и не знали, что тво­рит­ся на Ма­ла­хо­вом кур­га­не... Вдруг сквозь рас­се­яв­ший­ся дым, на раз­ва­ли­нах башни кур­га­на, мы за­ме­ти­ли раз­ве­ва­ю­ще­е­ся трех­цвет­ное фран­цуз­ское знамя. Каж­дый убе­дил­ся в том, что на­стал по­след­ний час гроз­но­го бытия Се­ва­сто­по­ля».

 

1) 1787—1791 гг.

2) 1813—1814 гг.

3) 1853—1856 гг.

4) 1877—1878 гг.

12. За­да­ние 12 № 4922. Ука­жи­те изоб­ре­та­те­ля пер­вой в Рос­сии па­ро­вой ма­ши­ны.

 

1) Н. Н. Зинин

2) Б. С. Якоби

3) И. И. Пол­зу­нов

4) И. П. Ку­ли­бин

13. За­да­ние 13 № 1211. Гла­вой пер­во­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства был

 

1) А. И. Гуч­ков

2) Г. Е. Львов

3) А. Ф. Ке­рен­ский

4) П. Н. Ми­лю­ков

14. За­да­ние 14 № 3479. Что было одной из при­чин (пред­по­сы­лок) об­ра­зо­ва­ния СССР?

 

1) су­ще­ство­ва­ние эко­но­ми­че­ских свя­зей между тер­ри­то­ри­я­ми быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии

2) на­ча­ло мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции

3) ре­зуль­та­ты ре­фе­рен­ду­ма о со­зда­нии СССР

4) за­клю­че­ние Брест-Ли­тов­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

15. За­да­ние 15 № 5286. На вы­ступ­ле­нии в Чи­ка­го этот со­вет­ский снай­пер, жен­щи­на Герой Со­вет­ско­го Союза ска­за­ла, об­ра­ща­ясь к аме­ри­кан­цам: «Джентль­ме­ны! Мне два­дцать пять лет. На фрон­те я уже успе­ла уни­что­жить 309 фа­шист­ских за­хват­чи­ков. Не ка­жет­ся ли вам, джентль­ме­ны, что вы слиш­ком долго пря­че­тесь за моей спи­ной?!»

 

1) Зоя Кос­мо­де­мьян­ская

2) Люд­ми­ла Пав­ли­чен­ко

3) Зи­на­и­да Порт­но­ва

4) Зоя Парфёнова

16. За­да­ние 16 № 4240. Кто из со­вет­ских во­е­на­чаль­ни­ков погиб в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны?

 

1) Г. К. Жуков

2) К. К. Ро­кос­сов­ский

3) И. Д. Чер­ня­хов­ский

4) A. M. Ва­си­лев­ский

17. За­да­ние 17 № 4808. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яви­лось ито­гом раз­ви­тия эко­но­ми­ки СССР во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х гг.?

 

1) на­ча­ло сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства

2) ли­бе­ра­ли­за­ция цен

3) пол­ная лик­ви­да­ция де­фи­ци­та то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния

4) до­сти­же­ние до­во­ен­но­го уров­ня про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства

18. За­да­ние 18 № 1132. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ха­рак­тер­ным чер­там по­ли­ти­че­ской жизни СССР в конце 1950-х — пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг.?

 

1) уста­нов­ка на по­стро­е­ние ком­му­низ­ма в СССР в отдалённой пер­спек­ти­ве

2) па­де­ние ав­то­ри­те­та КПСС

3) отказ от прак­ти­ки ре­гу­ляр­но­го со­зы­ва съез­дов КПСС

4) со­зда­ние Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР

19. За­да­ние 19 № 4966. Про­чти­те от­ры­вок из сов­мест­но­го за­яв­ле­ния участ­ни­ков кон­фе­рен­ции и ука­жи­те город, в ко­то­ром она со­сто­я­лась.

 

«Кон­фе­рен­ция:

1. Со­гла­си­лась, что пар­ти­за­ны в Юго­сла­вии долж­ны под­дер­жи­вать­ся снаб­же­ни­ем и сна­ря­же­ни­ем в воз­мож­но боль­шем раз­ме­ре, а также опе­ра­ци­я­ми “ком­ман­дос”;

2. Со­гла­си­лаcь, что с во­ен­ной точки зре­ния край­не же­ла­тель­но, чтобы Тур­ция всту­пи­ла в войну на сто­ро­не со­юз­ни­ков до конца года;

<…>

4. При­ня­ла к све­де­нию, что опе­ра­ция “Овер­лорд” будет пред­при­ня­та в те­че­ние мая 1944 г., вме­сте с опе­ра­ци­ей про­тив Южной Фран­ции. Эта по­след­няя опе­ра­ция будет пред­при­ня­та в мас­шта­бе, в каком это поз­во­лят на­лич­ные де­сант­ные сред­ства. Кон­фе­рен­ция далее при­ня­ла к све­де­нию за­яв­ле­ние мар­ша­ла Ста­ли­на, что со­вет­ские вой­ска пред­при­мут на­ступ­ле­ние при­мер­но в это же время с целью пре­дот­вра­тить пе­ре­брос­ку гер­ман­ских сил с во­сточ­но­го на за­пад­ный фронт;

5. Со­гла­си­лась, что во­ен­ные штабы трёх дер­жав долж­ны от­ны­не дер­жать тес­ный кон­такт друг с дру­гом в от­но­ше­нии пред­сто­я­щих опе­ра­ций в Ев­ро­пе. В част­но­сти, было ре­ше­но, что между со­от­вет­ству­ю­щи­ми шта­ба­ми дол­жен быть со­гла­со­ван план ми­сти­фи­ка­ции и об­ма­на про­тив­ни­ка в от­но­ше­нии этих опе­ра­ций».

 

1) Мюн­хен

2) Ялта

3) Те­ге­ран

4) Потс­дам

20. За­да­ние 20 № 4204. Кто из со­вет­ских ру­ко­во­ди­те­лей по­се­тил вы­став­ку ху­дож­ни­ков-аван­гар­ди­стов сту­дии «Новая ре­аль­ность» в Ма­не­же, рас­кри­ти­ко­вав их твор­че­ство?

 

1) Н. С. Хрущёв

2) И. В. Ста­лин

3) Л. И. Бреж­нев

4) М. С. Гор­бачёв

21. За­да­ние 21 № 5155. Пер­вые годы про­ве­де­ния ры­ноч­ных ре­форм в Рос­сии (1992–1993 гг.) были от­ме­че­ны

 

1) на­сы­ще­ни­ем по­тре­би­тель­ско­го рынка про­до­воль­ствен­ны­ми и про­мыш­лен­ны­ми то­ва­ра­ми

2) мак­ро­эко­но­ми­че­ской ста­би­ли­за­ци­ей

3) раз­ви­ти­ем во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са

4) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов боль­шин­ства на­се­ле­ния

22. За­да­ние 22 № 3195. Рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щие со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

 

1) на­ше­ствие Батыя

2) при­зва­ние ва­ря­гов

3) со­зда­ние пись­мен­но­го свода за­ко­нов — «Рус­ской прав­ды»

4) ги­бель Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го

5) кре­ще­ние Руси

23. За­да­ние 23 № 4516. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний могут быть от­не­се­ны к ито­гам ре­во­лю­ции 1905−1907 гг.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) от­ме­на вы­куп­ных пла­те­жей

2) со­ци­а­ли­за­ция земли

3) свер­же­ние мо­нар­хии

4) со­зда­ние Го­су­дар­ствен­ной Думы

5) лик­ви­да­ция со­сло­вий

6) Раз­ру­ше­ние об­щи­ны

24. За­да­ние 24 № 1180. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми им­пе­ра­то­ров и за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми, при­ня­ты­ми в их прав­ле­ние.

 

ИМ­ПЕ­РА­ТО­РЫ   ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НЫЕ АКТЫ

A) Алек­сандр I

Б) Ни­ко­лай I

B) Алек­сандр II

Г) Алек­сандр III

 

1) Ма­ни­фест о не­зыб­ле­мо­сти са­мо­дер­жа­вия

2) Свод за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии

3) Указ о «воль­ных хле­бо­паш­цах»

4) Ма­ни­фест «Об усо­вер­шен­ство­ва­нии го­су­дар­ствен­но­го по­ряд­ка»

5) По­ло­же­ния о кре­стья­нах, вы­шед­ших из кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       
25. За­да­ние 25 № 5057. Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям пе­ри­о­да 1953–1964 гг.

 

1) де­ста­ли­ни­за­ция; 2) сов­нар­хо­зы; 3) «но­во­огарёвский про­цесс»;
4) мир­ное

со­су­ще­ство­ва­ние;

5) ре­а­би­ли­та­ция; 6) осво­е­ние це­ли­ны.

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, по­ня­тия, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду

26. За­да­ние 26 № 4975. За­пи­ши­те про­пу­щен­ный тер­мин.

 

В 1556 г. по ини­ци­а­ти­ве Из­бран­ной рады на пе­ри­од во­ен­ных дей­ствий было огра­ни­че­но ________________ — су­ще­ство­вав­шая в Рус­ском го­су­дар­стве си­сте­ма рас­пре­де­ле­ния долж­но­стей в за­ви­си­мо­сти от знат­но­сти рода.

27. За­да­ние 27 № 3931. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Власт­ный органГо­су­дар­ствен­ные

де­я­те­ли

Пра­ви­те­ли
__________(А) К. В. Нес­сель­ро­де Алек­сандр I
__________(Б) С. А. Му­ром­цев __________(В)
Ми­ни­стер­ство го­су­дар­ствен­ных

иму­ществ

__________(Г) Ни­ко­лай I
__________(Д) М. Т. Лорис-Ме­ли­ков __________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

 

1) П. Д. Киселёв

2) Вер­хов­ная рас­по­ря­ди­тель­ная ко­мис­сия

3) Алек­сандр II

4) Алек­сандр III

5) А. Х. Бен­кен­дорф

6) Го­су­дар­ствен­ная дума

7) Ни­ко­лай II

8) Ми­ни­стер­ство ино­стран­ных дел

9) Сек­рет­ный ко­ми­тет по кре­стьян­ско­му во­про­су

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 3612. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

 

«Пе­хо­ты, по­лу­ча­ю­щей по­сто­ян­ное жа­ло­ва­нье, царь со­дер­жит до 12 тысяч че­ло­век. Из них 5000 долж­ны на­хо­дить­ся в Москве или в ином месте, где бы ни имел пре­бы­ва­ние царь, и 2000 при самой его особе... Про­чие раз­ме­ще­ны в укреплённых го­ро­дах, где оста­ют­ся до тех пор, пока не по­на­до­бит­ся от­пра­вить их в поход. Каж­дый из них по­лу­ча­ет жа­ло­ва­нья по семи руб­лей в год, сверх две­на­дца­ти мер ржи и столь­ко же овса... Воины, со­став­ля­ю­щие пе­хо­ту, не носят ни­ка­ко­го ору­жия, кроме са­мо­па­ла в руке, бер­ды­ша на спине и меча с боку. Ствол их са­мо­па­ла глад­кий и пря­мой; от­дел­ка ложа очень груба и не­ис­кус­на, и са­мо­пал весь­ма тяжёл, хотя стре­ля­ют из него очень не­боль­шою пулею... В Си­би­ри... по­стро­е­но не­сколь­ко кре­по­стей и по­став­ле­ны гар­ни­зо­ны около шести тысяч сол­дат, из рус­ских и по­ля­ков, ко­то­рые царь уси­ли­ва­ет, от­прав­ляя туда новые пар­тии для на­се­ле­ния, по мере рас­про­стра­не­ния вла­де­ний... По­сто­ян­ных те­ло­хра­ни­те­лей царя со­став­ля­ют 2000 че­ло­век, сто­я­щие день и ночь с за­ря­жен­ны­ми ру­жья­ми, зажжёнными фи­ти­ля­ми и дру­ги­ми нуж­ны­ми сна­ря­да­ми. Они не вхо­дят во дво­рец и сто­ро­жат во дворе, где живёт царь... Они... сто­ро­жат дво­рец цар­ский или опо­чи­валь­ню по две­сти пя­ти­де­ся­ти че­ло­век в ночь, дру­гие две­сти пять­де­сят че­ло­век ка­ра­у­лят на дворе и около каз­на­чей­ства...»

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было со­зда­но в годы прав­ле­ния Ивана III.

2) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет автор, имело ог­не­стрель­ное ору­жие.

3) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско сыг­ра­ло боль­шую роль в рас­ши­ре­нии гра­ниц Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства во вто­рой по­ло­ви­не XVI в.

4) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в от­рыв­ке, по­лу­ча­ло жа­ло­ва­нье в на­ту­раль­ной и де­неж­ной форме.

5) Опи­сы­ва­е­мое вой­ско фор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве ре­крут­ско­го на­бо­ра.

6) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было рас­фор­ми­ро­ва­но в на­ча­ле XVII в.

29. За­да­ние 29 № 5444. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, при ко­то­ром были под­чи­не­ны Рос­сии тер­ри­то­рии, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «2», «3» и «4».

30. За­да­ние 29 № 5445. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

На­пи­ши­те фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца, воз­глав­ляв­ше­го во­ен­ную опе­ра­цию, в ре­зуль­та­те ко­то­рой была взята кре­пость, обо­зна­чен­ная на схеме но­ме­ром «5».

31. За­да­ние 29 № 5446. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

На­пи­ши­те на­зва­ние на­ро­да, на­се­ляв­ше­го земли, одним из цен­тров ко­то­рых была кре­пость, обо­зна­чен­ная на схеме но­ме­ром «5».

32. За­да­ние 32 № 5447. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) За­штри­хо­ван­ная тер­ри­то­рия, обо­зна­чен­ная циф­рой «1», была в ос­нов­ном при­со­еди­не­на к Рос­сии к 1850-м гг.

2) Одним из рус­ских во­е­на­чаль­ни­ков, участ­во­вав­ших в за­во­е­ва­нии тер­ри­то­рий, цен­тры ко­то­рых обо­зна­че­ны на схеме циф­ра­ми «2», «3» и «4», был П.И. Баг­ра­ти­он.

3) Одной из тер­ри­то­рий, цен­тры ко­то­рых обо­зна­че­ны на схеме циф­ра­ми «2», «3» и «4», был Бу­хар­ский эми­рат.

4) Одной из слож­но­стей, с ко­то­ры­ми столк­ну­лись рус­ские вой­ска при за­во­е­ва­нии дан­ных тер­ри­то­рий, было хо­ро­шее тех­ни­че­ское осна­ще­ние войск про­тив­ни­ка.

5) Одним из пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ведённых рус­ски­ми вла­стя­ми на тер­ри­то­ри­ях, цен­тры ко­то­рых обо­зна­че­ны на схеме циф­ра­ми «2», «3» и «4», была от­ме­на раб­ства.

6) Глав­ным ев­ро­пей­ским со­пер­ни­ком Рос­сии в кон­тро­ле над дан­ным ре­ги­о­ном была Фран­ция.

33. За­да­ние 33 № 4942. Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те 2 суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

 

1) Одним из по­след­ствий Пер­вой ми­ро­вой войны стал рас­пад им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на дан­ная ка­ри­ка­ту­ра.

2) Рос­сия ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ла меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров с им­пе­ри­ей, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра.

3) Им­пе­рия, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла в Ан­тан­ту.

4) Во время Пер­вой ми­ро­вой войны рус­ской армии уда­лось вре­мен­но за­хва­тить часть тер­ри­то­рии им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра.

5) В со­став им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла Прус­сия.

34. За­да­ние 34 № 4943. Какой па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра? В от­ве­те ука­жи­те цифру, ко­то­рой обо­зна­чен этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры.

 

35. За­да­ние 35 № 2000. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний П.Со­ро­ки­на.

«Но вот опуб­ли­ко­ва­ны ре­зуль­та­ты вы­бо­ров, боль­ше­ви­ки ока­за­лись по­беж­ден­ны­ми. Вме­сте с ле­вы­ми эсе­ра­ми они ока­за­лись на­мно­го по­за­ди пра­во­го крыла пар­тии, а тем самым в мень­шин­стве… Сов­мест­но со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми в Во­ло­год­ской гу­бер­нии я на­брал около 90% всех го­ло­сов…

Боль­ше­ви­ки были ре­ши­тель­ным об­ра­зом по­беж­де­ны. Од­на­ко было ясно, что они не со­гла­сят­ся с таким вер­дик­том. Если рань­ше они на­де­я­лись успеш­но прой­ти на вы­бо­рах…, то те­перь они будут пре­пят­ство­вать его от­кры­тию…

Пер­спек­ти­вы… пред­став­ля­лись мрач­ны­ми, но что бы ни слу­чи­лось, я верил в мою стра­ну и ее ис­то­ри­че­скую мис­сию».

 

О вы­бо­рах в какой пред­ста­ви­тель­ный орган пишет автор? Когда он начал свою ра­бо­ту (ука­жи­те месяц и год)?

36. За­да­ние 37 № 2001. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний П.Со­ро­ки­на.

«Но вот опуб­ли­ко­ва­ны ре­зуль­та­ты вы­бо­ров, боль­ше­ви­ки ока­за­лись по­беж­ден­ны­ми. Вме­сте с ле­вы­ми эсе­ра­ми они ока­за­лись на­мно­го по­за­ди пра­во­го крыла пар­тии, а тем самым в мень­шин­стве… Сов­мест­но со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми в Во­ло­год­ской гу­бер­нии я на­брал около 90% всех го­ло­сов…

Боль­ше­ви­ки были ре­ши­тель­ным об­ра­зом по­беж­де­ны. Од­на­ко было ясно, что они не со­гла­сят­ся с таким вер­дик­том. Если рань­ше они на­де­я­лись успеш­но прой­ти на вы­бо­рах…, то те­перь они будут пре­пят­ство­вать его от­кры­тию…

Пер­спек­ти­вы… пред­став­ля­лись мрач­ны­ми, но что бы ни слу­чи­лось, я верил в мою стра­ну и ее ис­то­ри­че­скую мис­сию».

 

Ка­ко­ва по­зи­ция ав­то­ра вос­по­ми­на­ний в от­но­ше­нии боль­ше­ви­ков? Что об этом сви­де­тель­ству­ет?

37. За­да­ние 38 № 2002. Когда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая война рос­сий­ское об­ще­ство от­нес­лось по­ло­жи­тель­но к ре­ше­нию им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II за­щи­тить пра­во­слав­ных серб­ских бра­тьев и при­нять уча­стие в во­оружённой борь­бе с гер­ман­ским ми­ли­та­риз­мом.

Какие при­чи­ны обу­сло­ви­ли кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ском кли­ма­те стра­ны в 1916 – на­ча­ле 1917гг., со­про­вож­дав­ши­е­ся ро­стом оп­по­зи­ци­он­ных на­стро­е­ний в об­ще­стве и ан­ти­во­ен­ных на­стро­е­ний в среде про­сто­го на­ро­да? При­ве­ди­те не менее 3-х объ­яс­не­ний.

38. За­да­ние 38 № 3662. После окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны на­чал­ся новый этап по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий в СССР. Объ­яс­ни­те, в чём за­клю­ча­лись при­чи­ны дан­но­го яв­ле­ния (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).
39. За­да­ние 39 № 2578. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Алек­сандра III со­зда­ла усло­вия для успеш­но­го раз­ви­тия стра­ны».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

40. За­да­ние 40 № 4224. Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1) Ва­си­лий Шуй­ский;

2) Симон Бо­ли­вар;

3) Алек­сандр II;

4) Л. Д. Троц­кий.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.