Пробный вариант ЕГЭ - №10

1. За­да­ние 1 № 530. Что из на­зван­но­го про­изо­шло в XVII в.?

1) кре­стьян­ская война под ру­ко­вод­ством Е. Пугачёва

2) цер­ков­ный рас­кол

3) Се­ми­лет­няя война

4) вве­де­ние оприч­ни­ны

2. За­да­ние 2 № 1200. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к по­след­стви­ям прав­ле­ния Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха?

 

1) упо­ря­до­чен­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния

2) огра­ни­че­ние за­ко­ном иму­ще­ствен­ных прав смер­дов

3) при­ня­тие Русью хри­сти­ан­ства из Ви­зан­тии

4) обес­пе­че­ние за­щи­ты гра­ниц Руси от на­бе­гов по­лов­цев

3. За­да­ние 3 № 2583. Храм-усы­паль­ни­ца мос­ков­ско­го ве­ли­ко­кня­же­ско­го, затем цар­ско­го дома до конца XVII в. - это

 

1) Бла­го­ве­щен­ский собор

2) храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го

3) Успен­ский собор

4) Ар­хан­гель­ский собор

4. За­да­ние 4 № 44. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те пра­ви­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

 

«Под дав­ле­ни­ем об­сто­я­тельств Бо­яр­ская дума не толь­ко не при­ня­ла от­ре­че­ние царя, но и вы­нуж­де­на была об­ра­тить­ся к нему с вер­но­под­дан­ни­че­ским хо­да­тай­ством. Пред­ста­ви­те­ли мит­ро­по­ли­та и бояре, не теряя вре­ме­ни, вы­еха­ли в сло­бо­ду.

...Алек­сан­дров­ская сло­бо­да про­из­во­ди­ла впе­чат­ле­ние во­ен­но­го ла­ге­ря. Бояр при­ве­ли во дво­рец под силь­ной охра­ной, как явных вра­гов. Вожди думы про­си­ли царя сло­жить с них гнев и пра­вить го­су­дар­ством как ему „годно".

...Когда царь под пред­ло­гом борь­бы с за­го­во­ром по­тре­бо­вал от бояр предо­став­ле­ния ему чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий, они от­ве­ти­ли ему по­кор­ным со­гла­си­ем».

 

1) Иван Ка­ли­та

2) Иван Гроз­ный

3) Иван III

4) Ва­си­лий Шуй­ский

5. За­да­ние 5 № 84. Кто из на­зван­ных лиц ру­ко­во­дил под­го­тов­кой Свода за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии 1832 г.?

 

1) М. М. Спе­ран­ский

2) П. Д. Киселёв

3) Е. Ф. Кан­крин

4) А. А. Арак­че­ев

6. За­да­ние 6 № 4756. В 1807–1812 гг. Рос­сия участ­во­ва­ла в Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де про­тив

 

1) Фран­ции

2) Ан­глии

3) Ни­дер­лан­дов

4) Дании

7. За­да­ние 7 № 4877. Что из пе­ре­чис­лен­но­го стало одним из по­во­дов для лик­ви­да­ции го­су­дар­ствен­но­сти Речи Поспо­ли­той?

 

1) об­ра­зо­ва­ние Гер­цог­ства Вар­шав­ско­го

2) вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством Т. Ко­стюш­ко

3) ре­ше­ние Вен­ско­го кон­грес­са

4) за­клю­че­ние Тиль­зит­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

8. За­да­ние 8 № 2388. Про­чти­те от­ры­вок из ма­ни­фе­ста и ука­жи­те имя им­пе­ра­то­ра, ко­то­рый его издал.

 

«После бла­го­сло­ве­ний дол­го­лет­не­го мира запад Ев­ро­пы вне­зап­но взвол­но­ван ныне сму­та­ми, гро­зя­щи­ми нис­про­вер­же­ни­ем за­кон­ных вла­стей и вся­ко­го об­ще­ствен­но­го устрой­ства. Воз­ник­нув спер­ва во Фран­ции, мятеж и без­на­ча­лие скоро со­об­щи­лись со­пре­дель­ной Гер­ма­нии и, раз­ли­ва­ясь по­все­мест­но с наг­ло­стью, воз­рас­тав­шею по мере уступ­чи­во­сти Пра­ви­тельств, раз­ру­ши­тель­ный поток сей при­кос­нул­ся, на­ко­нец, и со­юз­ных Нам Им­пе­рии Ав­стрий­ской и Ко­ро­лев­ства Прус­ско­го. Мы удо­сто­ве­ре­ны, что древ­ний наш воз­глас: за веру, Царя и оте­че­ство — и ныне пре­ду­ка­жет нам путь к по­бе­де».

 

1) Алек­сандр I

2) Ни­ко­лай I

3) Алек­сандр II

4) Алек­сандр III

9. За­да­ние 9 № 1258. К ка­ко­му те­че­нию об­ще­ствен­ной мысли XIX в. от­но­сят­ся «бун­тар­ское», «про­па­ган­дист­ское» и «за­го­вор­щи­че­ское» на­прав­ле­ния?

 

1) сла­вя­но­филь­ство

2) за­пад­ни­че­ство

3) на­род­ни­че­ство

4) со­ци­ал-де­мо­кра­тия

10. За­да­ние 10 № 4155. Стрем­ле­ние Рос­сии взять под свой кон­троль про­ли­вы Бос­фор и Дар­да­нел­лы стало одной из при­чин

 

1) со­зда­ния «Союза трёх им­пе­ра­то­ров»

2) под­пи­са­ния Тиль­зит­ско­го до­го­во­ра

3) от­прав­ки 150-ты­сяч­но­го рос­сий­ско­го кор­пу­са в Вен­грию

4) на­ча­ла рус­ско-ту­рец­кой войны 1877-1878 гг.

11. За­да­ние 11 № 1455. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка и ука­жи­те на­зва­ние об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, о взгля­дах пред­ста­ви­те­ля ко­то­ро­го идёт речь.

 

«Во взгля­дах... вы­ска­зан­ных <до­клад­чи­ком>, было что-то для меня со­вер­шен­но новое; ни­ка­кой не было бо­яз­ни перед раз­ви­ва­ю­щим­ся ка­пи­та­лиз­мом, перед обез­зе­ме­ле­ни­ем му­жи­ка, под­чер­ки­ва­лась ис­клю­чи­тель­но ре­во­лю­ци­он­ная и твор­че­ская роль про­ле­та­ри­а­та. Ещё боль­ше меня в этом от­но­ше­нии за­ин­те­ре­со­ва­ли ци­та­ты из Пле­ха­но­ва, ко­то­рые при­во­дил до­клад­чик...»

 

1) сла­вя­но­фи­лы

2) на­род­ни­ки

3) де­каб­ри­сты

4) марк­си­сты

12. За­да­ние 12 № 4722. Со­зда­ние ка­ко­го па­мят­ни­ка ли­те­ра­ту­ры от­но­сит­ся к XVII в.?

 

1) «По­весть о Ше­мя­ки­ном суде»

2) «До­мо­строй»

3) «За­дон­щи­на»

4) «Хо­же­ние за три моря»

13. За­да­ние 13 № 4637. Какой про­мыш­лен­ный объ­ект из пе­ре­чис­лен­ных был по­стро­ен в пе­ри­од ин­ду­стри­а­ли­за­ции 1930-х гг.?

 

1) Транс­си­бир­ская же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль

2) Пу­ти­лов­ский завод

3) Волж­ский ав­то­мо­биль­ный завод

4) Харь­ков­ский трак­тор­ный завод

14. За­да­ние 14 № 132. Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше дру­гих?

 

1) при­ня­тие плана ГО­ЭЛ­РО

2) при­ня­тие пер­вой Кон­сти­ту­ции РСФСР

3) вве­де­ние все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти

4) ро­спуск Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния

15. За­да­ние 15 № 5271. При обо­ро­не Моск­вы от­ли­чи­лись

 

1) Иван Пан­фи­лов, Вик­тор Та­ла­ли­хин

2) Семен Бу­ден­ный, Ва­ле­рий Чка­лов

3) Ар­ка­дий Гай­дар, Кли­мент Во­ро­ши­лов

4) Ефим Фомин, Петр Гав­ри­лов

16. За­да­ние 16 № 3720. 316-я стрел­ко­вая ди­ви­зия под ко­ман­до­ва­ни­ем ге­не­ра­ла И. В. Пан­фи­ло­ва про­сла­ви­лась в ходе

 

1) Кур­ской битвы

2) обо­ро­ны Се­ва­сто­по­ля

3) опе­ра­ции по осво­бож­де­нию Бе­ло­рус­сии

4) Мос­ков­ской битвы

17. За­да­ние 17 № 4928. Ука­жи­те со­бы­тие, обо­зна­чив­шее на­ча­ло «хо­лод­ной войны».

 

1) Ка­риб­ский кри­зис

2) при­ход к вла­сти в Китае ком­му­ни­стов

3) раз­рыв от­но­ше­ний между СССР иЮ­го­сла­ви­ей

4) речь У. Чер­чил­ля в г. Фул­то­не

18. За­да­ние 18 № 3642. В ре­зуль­та­те ре­ше­ний Потс­дам­ской кон­фе­рен­ции к СССР ото­шла часть

 

1) Ав­стрии

2) Че­хо­сло­ва­кии

3) Бол­га­рии

4) Во­сточ­ной Прус­сии

19. За­да­ние 19 № 3361. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний гер­ман­ско­го ге­не­ра­ла и ука­жи­те, к ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия.

 

«21 но­яб­ря мы узна­ли от наших ты­ло­вых ча­стей, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись на во­сточ­ном бе­ре­гу Дона и южнее Ка­ла­ча, что рус­ские танки при­бли­жа­ют­ся к го­ро­ду с юга. Из дру­гих ты­ло­вых ча­стей, на­хо­див­ших­ся за­пад­нее Дона, нам по радио со­об­ща­ли, что рус­ские под­хо­дят к Ка­ла­чу с се­ве­ра. Было ясно, что Ста­лин­град вско­ре будет окружён. Мы по­ни­ма­ли, как труд­но будет про­рвать это коль­цо имев­ши­ми­ся в нашем рас­по­ря­же­нии си­ла­ми, - их сла­бость была со­вер­шен­но оче­вид­на».

 

1) 1941г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1944 г.

20. За­да­ние 20 № 5052. Ука­жи­те со­вет­ских пи­са­те­лей — ла­у­ре­а­тов Но­бе­лев­ской пре­мии по ли­те­ра­ту­ре.

 

1) М. Горь­кий и А. П. Гай­дар

2) Б. Л. Па­стер­нак и А. И. Сол­же­ни­цын

3) А. Т. Твар­дов­ский и К. М. Си­мо­нов

4) Н. А. Ост­ров­ский и А. Н. Тол­стой

21. За­да­ние 21 № 432. На вы­бо­рах в Го­су­дар­ствен­ную Думу РФ в 1993 г. сто­рон­ни­ки про­дол­же­ния ра­ди­каль­ных эко­но­ми­че­ских ре­форм во главе с Е. Т. Гай­да­ром об­ра­зо­ва­ли пар­тию

 

1) «Выбор Рос­сии»

2) ЛДПР

3) КПРФ

4) «Наш дом — Рос­сия»

22. За­да­ние 22 № 1062. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

 

1) под­пи­са­ние до­го­во­ра ОСВ-1

2) об­ра­зо­ва­ние СССР

3) «Ле­нин­град­ское дело»

4) на­ча­ло осво­е­ния це­лин­ных зе­мель в СССР

5) за­клю­че­ние со­вет­ско-гер­ман­ско­го до­го­во­ра о не­на­па­де­нии

23. За­да­ние 23 № 4972. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных ме­ро­при­я­тий были про­ве­де­ны в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I? За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) учре­жде­ние Се­на­та

2) со­зда­ние пер­вых при­ка­зов

3) со­зда­ние Свя­тей­ше­го си­но­да

4) созыв пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра

5) вве­де­ние суда при­сяж­ных

6) на­ча­ло ре­крут­ских на­бо­ров в армию

24. За­да­ние 24 № 242. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми учёных и сфе­рой их де­я­тель­но­сти.

 

УЧЁНЫЕ   СФЕРА ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

A) А. С. Попов

Б) П. Л. Чебышёв

B) В. Я. Стру­ве

Г) П. Н. Яб­лоч­ков

 

1) аст­ро­но­мия

2) фи­зи­ка

3) химия

4) ма­те­ма­ти­ка

5) ра­дио­тех­ни­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       
25. За­да­ние 25 № 3769. Ниже при­ведён пе­ре­чень гео­гра­фи­че­ских на­зва­ний. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям Се­вер­ной войны.

 

1) Ган­гут

2) Нарва

3) Пол­та­ва

4) Аустер­лиц

5) Грен­гам

6) Ништадт

 

Какое гео­гра­фи­че­ское на­зва­ние не свя­за­но с со­бы­ти­я­ми Се­вер­ной войны? За­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щий по­ряд­ко­вый номер.

26. За­да­ние 26 № 833. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

 

Новый прин­цип суда по ре­фор­ме 1864 года, под­ра­зу­ме­вав­ший на­ли­чие на суде про­ку­ро­ра и ад­во­ка­та, по­лу­чил на­зва­ние __________ суда.

27. За­да­ние 27 № 522. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тияДатыРу­ко­во­ди­тель СССР в дан­ный пе­ри­од
__________(А) 1962 г. Н. С. Хру­щев
Пе­ре­име­но­ва­ние нар­ко­ма­тов в ми­ни­стер­ства 1946 г. __________(Б)
__________(В) 1986 г. __________(Г)
При­ня­тие Кон­сти­ту­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» __________(Д) __________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) ка­та­стро­фа на Чер­но­быль­ской АЭС

2) рас­стрел ра­бо­чей де­мон­стра­ции в Но­во­чер­кас­ске

3) 1953 г.

4) учре­жде­ние поста Пре­зи­ден­та СССР

5) ис­пы­та­ние пер­вой со­вет­ской ядер­ной бомбы

6) И. В. Ста­лин

7) Л. И. Бреж­нев

8) М. С. Гор­бачёв

9) 1977 г.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 1795. Про­чти­те от­ры­вок из те­ле­грам­мы во­е­на­чаль­ни­ка.

 

«Все от­лич­но со­зна­ва­ли, что при со­здав­шей­ся об­ста­нов­ке и при фак­ти­че­ском ру­ко­вод­стве и на­прав­ле­нии внут­рен­ней по­ли­ти­ки без­от­вет­ствен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, а также гро­мад­но­го раз­ла­га­ю­ще­го вли­я­ния этих ор­га­ни­за­ций на массу армии, по­след­нюю вос­со­здать не удаст­ся, а, на­о­бо­рот, армия как та­ко­вая долж­на раз­ва­лить­ся через два-три ме­ся­ца. И тогда Рос­сия долж­на будет за­клю­чить по­зор­ный се­па­рат­ный мир, по­след­ствия ко­то­ро­го были бы для Рос­сии ужас­ны. Пра­ви­тель­ство при­ни­ма­ло по­лу­ме­ры, ко­то­рые, ни­че­го не по­прав­ляя, лишь за­тя­ги­ва­ли аго­нию и, спа­сая ре­во­лю­цию, не спа­са­ло Рос­сию. Между тем за­во­е­ва­ния ре­во­лю­ции можно было спа­сти лишь путём спа­се­ния Рос­сии, а для этого, пре­жде всего, не­об­хо­ди­мо со­здать дей­стви­тель­ную силь­ную власть и оздо­ро­вить тыл. Ге­не­рал Кор­ни­лов предъ­явил ряд тре­бо­ва­ний, про­ве­де­ние коих в жизнь за­тя­ги­ва­лось. При таких усло­ви­ях ге­не­рал Кор­ни­лов, не пре­сле­дуя ни­ка­ких лич­ных че­сто­лю­би­вых за­мыс­лов и опи­ра­ясь на ясно вы­ра­жен­ное со­зна­ние всей здо­ро­вой части об­ще­ства и армии, тре­бо­вав­шее ско­рей­ше­го со­зда­ния креп­кой вла­сти для спа­се­ния Ро­ди­ны, а с ней и за­во­е­ва­ний ре­во­лю­ции, счи­тал не­об­хо­ди­мы­ми более ре­ши­тель­ные меры, кои обес­пе­чи­ли бы во­дво­ре­ние по­ряд­ка в стра­не…»

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

 

1) опи­сан­ные в те­ле­грам­ме со­бы­тия про­изо­шли в 1916 г.

2) пра­ви­тель­ство, о ко­то­ром идёт речь в те­ле­грам­ме, на­зы­ва­лось СНК

3) автор те­ле­грам­мы — сто­рон­ник про­дол­же­ния войны с Гер­ма­ни­ей

4) автор те­ле­грам­мы под­дер­жи­ва­ет дей­ствия ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва

5) боль­ше­ви­ки под­дер­жи­ва­ли дей­ствия ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва

6) «ре­ши­тель­ные меры» ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва, ко­то­рые ука­за­ны в те­ле­грам­ме, не были осу­ществ­ле­ны

29. За­да­ние 29 № 3893. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

30. За­да­ние 30 № 3894. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2», в рай­о­не ко­то­ро­го про­изо­шло со­еди­не­ние войск двух фрон­тов Крас­ной армии.

31. За­да­ние 31 № 3895. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да в ходе войны, на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жи­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме.

32. За­да­ние 32 № 3896. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия до конца 1943 г.

2) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, яви­лись пер­вым на­ступ­ле­ни­ем Крас­ной армии в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

3) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия Крас­ной армии в ходе опе­ра­ции «Уран».

4) Участ­ни­ком со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, яв­лял­ся К. К. Ро­кос­сов­ский.

5) В коль­це окру­же­ния, обо­зна­чен­ном на схеме, ока­за­лось более 2 млн не­мец­ких сол­дат.

6) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в но­яб­ре 1942 г.

33. За­да­ние 33 № 3817. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Че­ло­век, изоб­ражённый на поч­то­вом блоке, яв­ля­ет­ся ав­то­ром «плана ав­то­но­ми­за­ции», ко­то­рый был осу­ществлён при об­ра­зо­ва­нии СССР.

2) По­ли­ти­че­ский де­я­тель, изоб­ражённый на поч­то­вом блоке, умер менее чем через два года после со­бы­тия, го­дов­щи­не ко­то­ро­го по­свящён поч­то­вый блок.

3) Че­ло­век, изоб­ражённый на поч­то­вом блоке, яв­лял­ся Пред­се­да­те­лем СНК.

4) Герб, изоб­ражённый на поч­то­вом блоке, су­ще­ство­вал в не­из­мен­ном виде с мо­мен­та об­ра­зо­ва­ния СССР.

5) На поч­то­вом блоке пред­став­ле­ны толь­ко флаги рес­пуб­лик, во­шед­ших в со­став СССР в мо­мент его об­ра­зо­ва­ния.

34. За­да­ние 34 № 3818.

Какое из изоб­ра­же­ний, пред­став­лен­ных ниже, от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям (яв­ле­ни­ям) пе­ри­о­да, в ко­то­рый был вы­пу­щен дан­ный поч­то­вый блок? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой это изоб­ра­же­ние ука­за­но.

 

35. За­да­ние 35 № 211. Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, свя­зан­ный с пер­вой пя­ти­лет­кой, участ­ни­ком ко­то­рой был автор тек­ста? Кто был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в эти годы?

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1 —СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний участ­ни­ка стро­и­тель­ства Ста­лин­град­ско­го трак­тор­но­го за­во­да С. 3. Гйн­збур­га:

 

    «Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку. <...> Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек. <...>

    Стра­на была охва­че­на па­фо­сом стро­и­тель­ства. По­ра­зи­те­лен ге­ро­изм стро­и­те­лей в годы пер­вой пя­ти­лет­ки. Ты­ся­чи и ты­ся­чи людей от­да­ва­ли ре­во­лю­ции, со­ци­а­лиз­му все силы и саму жизнь.

    ...Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись­лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей. <...> И вся их „тех­ни­ка" со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты. <...>

    С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: ,До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

    На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад. <...>

    Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки — не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем „за­ве­та отцов"».

36. За­да­ние 36 № 212. Какие черты, спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти были при­су­щи опи­сан­но­му в тек­сте про­цес­су в СССР? Ука­жи­те не менее трёх черт, осо­бен­но­стей.
37. За­да­ние 37 № 213. На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх при­чин не­до­воль­ства части ра­бо­чих своим по­ло­же­ни­ем.
38. За­да­ние 38 № 4907. Бóльшую часть 1930-х гг. СССР про­во­дил по­ли­ти­ку, на­це­лен­ную на про­ти­во­дей­ствие агрес­сив­ным пла­нам фа­шист­ской Гер­ма­нии. Од­на­ко на­ка­ну­не Вто­рой ми­ро­вой войны Со­вет­ский Союз по­ме­нял по­ли­ти­ку и за­клю­чил до­го­вор с Гер­ма­ни­ей. Ука­жи­те на­зва­ние этого до­го­во­ра. При­ве­ди­те не менее двух при­чин, по­бу­див­ших Со­вет­ский Союз за­клю­чить

этот до­го­вор.

39. За­да­ние 39 № 2498. Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая точка зре­ния на вы­ступ­ле­ние де­каб­ри­стов:

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов было в ос­нов­ном вы­зва­но внеш­ни­ми фак­то­ра­ми, вли­я­ни­ем ев­ро­пей­ской ре­во­лю­ци­он­ной мысли и ев­ро­пей­ско­го ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния на Рос­сию, внут­ри же стра­ны не было серьёзных пред­по­сы­лок для по­доб­но­го пе­ре­во­ро­та.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

40. За­да­ние 40 № 1482. Ниже на­зва­ны три ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния. Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те ос­нов­ные на­прав­ле­ния его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти.

 

1) Ца­рев­на Софья;

2) Алек­сандр III;

3) Г. К. Жуков;

4) Мао Цз­э­дун.