Официальная идеология. Теория официальной народности
В противовес революционным и либеральным идеям, самодержавие выдвинуло теорию «официальной народности», созданную министром просвещения графом С. С. Уваровым. Ее основу составила «уваровская троица»: православие — самодержавие —
Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах.
Россия согласно теории официальной народности должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. А. Х. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».
Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П. Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.
В конце
Особенности общественного движения
второй четверти XIX в.
Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения.
Оппозиционные кружки 20-х гг.
Подавление восстания на Сенатской площади и казнь пятерых декабристов,
В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве. В 1831 г. был разгромлен кружок Н. П. Сунгурова, в котором наряду со студентами состояли некоторые офицеры. Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены подверглись ссылке или сдаче в солдаты.
В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании «общества
В Московском университете сложился и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Члены кружка придерживались либеральных взглядов, восхищались революцией 1830 г. во Франции и восстанием 1831 г. в Польше. В 1834 г. кружок был раскрыт полицией. А. И. Герцен был сослан в Пермь, позднее — в Вятку. Другие
Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок Н. В. Станкевича, не имевший политического и оппозиционного характера. В этом кружке изучалась труды немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Н. В. Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные общественные деятели, в том числе вожди
Западничество и славянофильство
В конце
Общим для западничества и славянофильства было неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна следовать по пути Западной Европы и стать парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей
Славянофилы считали европейский путь гибельным для России. Все постигшие Россию беды они связывали с тем, что начиная со времен Петра I Россия отказалась от
Уже мыслители XIX в. отмечали идейную двойственность славянофильства. В. С. Соловьев считал, что славянофильству присуще «противоречие между вселенским идеалом христианства и языческой тенденцией к особнячеству».
Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский
Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не
Революционно-демократическое направление в русском общественном движении
Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических
В своих статьях В. Г. Белинский критиковал «теорию официальной народности» и официозных литераторов: Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, Н. В. Кукольника и др. Журнал «Отечественные записки», в котором публиковались критические статьи Белинского, приобрел колоссальную популярность.
В 1834 — 1840 гг. А. И. Герцен находился в ссылке в Перми, Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. был сослан в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками А. И. Герцен участвовал в
В 1847 г. А. И. Герцен уехал в эмиграцию и уже больше не возвращался в Россию. Кровавые события 1848 г. во Франции заставили его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу, что путь России к социалистическому будущему должен опираться на «ячейку социализма» — крестьянскую общину, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по А. И. мнению
В 1852 г. А. И. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую
Петрашевцы
В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера — М. В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники,
Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Общество петрашевцев оставалось кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам М. В.
Несмотря на то что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был