Официальная идеология. Теория официальной народности

В противовес революционным и либеральным идеям, самодержавие выдвинуло теорию «официальной народности», созданную министром просвещения графом С. С. Уваровым. Ее основу составила «уваровская троица»: православие — самодержавие — народность. Согласно этой теории, русский народ религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как следование собственным традициям и неприятие иностранного влияния. Спокойная, устойчивая, благолепно тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

бор

Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах.

Россия согласно теории официальной народности должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. А. Х. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П. Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и Церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

Особенности общественного движения

второй четверти XIX в.

Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения.

Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, главным образом столичная знать и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (главным образом Московского) и литераторы.

Во-вторых, важную роль в освободительном движении стала играть печать, формировавшая общественное мнение.

В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения второй четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. — также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).

В-четвертых, с рубежа 30-х40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России — спор между западниками и славянофилами.

Оппозиционные кружки 20-х гг.

Подавление восстания на Сенатской площади и казнь пятерых декабристов, ужесточение цензуры вызвали недовольство либерально настроенных людей, прежде всего молодежи. Для создания тайных обществ типа декабристских в то время не было ни сил, ни возможностей. На протяжении 20-х — начала 30-х гг. существовали лишь небольшие кружки (от пяти до нескольких десятков человек), в которых велись вольнодумные разговоры. Как правило, они быстро раскрывались полицией.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве. В 1831 г. был разгромлен кружок Н. П. Сунгурова, в котором наряду со студентами состояли некоторые офицеры. Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены подверглись ссылке или сдаче в солдаты.

В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании «общества 11-го нумера» — студенческого кружка, сложившегося вокруг В. Г. Белинского.

В Московском университете сложился и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Члены кружка придерживались либеральных взглядов, восхищались революцией 1830 г. во Франции и восстанием 1831 г. в Польше. В 1834 г. кружок был раскрыт полицией. А. И. Герцен был сослан в Пермь, позднее — в Вятку. Другие члены кружка также попали в ссылки или были отданы под полицейский надзор.

Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок Н. В. Станкевича, не имевший политического и оппозиционного характера. В этом кружке изучалась труды немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Н. В. Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные общественные деятели, в том числе вожди западничества и славянофильства: Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, К. С. Аксаковы.

Западничество и славянофильство

В конце 30-х — начале 40-х гг. на первый план в развитии общественной мысли вышли споры об исторической судьбе России. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, А. С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. Лидерами западничества были выдающийся историк средневековья Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков. Левыми западниками называют обычно В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

Общим для западничества и славянофильства было неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна следовать по пути Западной Европы и стать парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.

Славянофилы считали европейский путь гибельным для России. Все постигшие Россию беды они связывали с тем, что начиная со времен Петра I Россия отказалась от самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Уже мыслители XIX в. отмечали идейную двойственность славянофильства. В. С. Соловьев считал, что славянофильству присуще «противоречие между вселенским идеалом христианства и языческой тенденцией к особнячеству».

Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике и преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Гарантию от превращения царской власти в деспотическую славянофилы видели в православной церкви и нравственном развитии.

Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской европеизацией, славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.

Революционно-демократическое направление в русском общественном движении

Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. После изгнания из университета В. Г. Белинский занялся литературной критикой. В 30-е гг. литературная критика выступала в роли общественно-политической публицистики.

В своих статьях В. Г. Белинский критиковал «теорию официальной народности» и официозных литераторов: Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, Н. В. Кукольника и др. Журнал «Отечественные записки», в котором публиковались критические статьи Белинского, приобрел колоссальную популярность.

В 1834 — 1840 гг. А. И. Герцен находился в ссылке в Перми, Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. был сослан в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками А. И. Герцен участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с В. Г. Белинским. В 40-х гг. А. И. Герцен опубликовал повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?».

В 1847 г. А. И. Герцен уехал в эмиграцию и уже больше не возвращался в Россию. Кровавые события 1848 г. во Франции заставили его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу, что путь России к социалистическому будущему должен опираться на «ячейку социализма» — крестьянскую общину, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по А. И. мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение А. И. Герцена принято именовать «крестьянским социализмом».

В 1852 г. А. И. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. В 1855 г. началось издание альманаха «Полярная звезда», в 1857 г. — журнала «Колокол».

Петрашевцы

В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера — М. В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники, преподаватели гимназий, офицеры. Среди членов кружка были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков.

Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Общество петрашевцев оставалось кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам М. В. Буташевский-Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.

Несмотря на то что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей.

Последнее изменение: Вторник, 14 августа 2012, 04:04