Александр II — сын царя, воспитанник поэта.
екк

Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» её сын не забыл «святейшего из званий: человек».
Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича. Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма. Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.
Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками». «Государыня, простите мои восклицания, —писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму».
План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители. Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».
Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».
Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I. Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.
Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.
Последнее изменение: Вторник, 14 августа 2012, 04:04