Движения за конституцию.
В 1861 г. Н.А. Милютин был удален с поста товарища министра внутреннних дел. Он ушел, не закончив проект земской реформы. А новый министр внутренних дел П.А. Валуев, старался угодить помещикам. Однако в стране продолжался общественный подъем, и встал вопрос о созыве народных представителей, о конституции. В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и западную Белоруссию. В такой обстановке Валуев, предложил ввести какое-то подобие представительного органа. Предполагалось введение в состав Государственного совета выборных представителей от земств при сохранении всей полноты самодержавной власти. Но в ноябре 1863 г. угроза иностранного вмешательства уже миновала. В Польше и Литве догорали последние очаги восстания. О Проекте забыли на 15 лет. В январе 1865 г. московское дворянство обратилось к царю с адресом: «Довершите, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству». Александр был очень недоволен этим адресом, но, не желая портить отношений с влиятельным московским дворянством, не стал прибегать к репрессиям. Александр II отдавал себе отчет в том, что многонациональная Российская империя скрепляется воедино не свободной волей народов, а силой бюрократического аппарата. Переход к конституционному строю исторически назрел, и никакие возможные последствия не должны были останавливать это дело.

Последние удары «Колокола».
В октябре 1862 г. Герцен напечатал в «Колоколе» обращение к русским офицерам, призывая оказывать содействие польским патриотам. Этот шаг оттолкнул от «Колокола» русских либералов, которые отвергали метод вооруженной борьбы. Недовольство «Колоколом» росло и в радикально-демократическом движении. В 1867 г. журнал перестал издаваться.

Радикально-демократическое движение
после 19 февраля 1861 г.

Наряду с либеральным (реформаторским) движением в России в 1860-е годы заявляет о себе движение радикальное(революционное). Летом и осенью 1861 года распространяются подпольные листки «Великорусс». «Великорусс» требовал передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до 1861 г., свободы слова и печати, введения конституции. Программа «Великорусса» была рассчитана на союз с либералами. В начале 1862 г. в одной из статей Чернышевский писал, что дворянство заявляет о реформах, нужных всему обществу. Летом 1861 г. в за пропаганду среди крестьян был арестован московский студент Петр Заичневский. В тюрьме он написал прокламацию «Молодая Россия», которая широко разошлась по стране. Автор призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи. Появление этой прокламации совпало с грандиозными петербургскими пожарами летом 1862 г. Выгорело несколько кварталов, сотни людей остались без крова. Причины пожаров установить не удалось. Среди обывателей ходил слух, будто город жгут «нигилисты». Сложившейся обстановкой воспользовались сторонники крутых мер. Полиция разгромила воскресные школы, которые устраивались профессорами, офицерами, священниками для простых людей. Под горячую руку попался Петербургский шахматный клуб — закрыли и его. В июле 1862 г. были арестованы Н. Г. Чернышевский. На несколько месяцев был приостановлен «Современник». Еще до ареста Чернышевского возникла первая подпольная революционная организация «Земля и воля». Название было взято из статьи Огарева «Что нужно народу?». Сначала организацию возглавлял Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, наладить выпуск нелегальной литературы. Землевольцы рассчитывали, что в ближайшем будущем, а именно в 1863 г., произойдет крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля и воля» самораспустилась. В начале их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в деревне под Москвой. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была создана особо законспирированная группа «Ад». Разрабатывался план устроить побег Чернышевского с каторги. В апреле 1866 г. наступила неожиданная развязка.

Каракозовский выстрел и поворот в политике правительства.

4 апреля 1866 г. Александр II гулял в Летнем саду. Когда он вышел из сада и садился в коляску, прозвучал выстрел. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его в руку. Выстрел Каракозова произвел на общество потрясающее впечатление. Распространялись слухи об «адском» заговоре. Реакционеры начали истерическую травлю всех, кто им не нравился. Либералы растерялись. Заметавшаяся полиция хватала первых попавшихся. Потрясенный Александр II сделал поворот в сторону от преобразований. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Между тем в начале этого периода революционное движение большой опасности не представляло. Каракозов, казненный в сентябре 1866 г., действовал в одиночку. Его друзья считали такой акт несвоевременным. Многие из них вскоре оказались на каторге. Возникновение народничества Когда осенью 1861 г. правительство ввело плату за обучение, запретило студенческие сходки, в университетах впервые произошли волнения. Многие студенты были исключены. В последующие годы студенческие волнения происходили все чаще. Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. В сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения — всеми способами: и словом, и делом, и ценой жизни. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, отрицательное отношение к капитализму и веру в социалистическую утопию. Они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя — сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество. Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы.

Основные течения народничества
Главными идеологами народничества были:
io
М. А. Бакунин - бунтарское течение. Он считал, что все современные государства построены на подавлении человека и реформы не изменят их антигуманной сущности. Поэтому их надо смести революционным путем. Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов — рабочим союзам. Наиболее податливыми на пропаганду анархизма оказались самые неквалифицированные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. В России он связывал все надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал «прирожденным социалистом».
olh
П. Н. Ткачев - заговорщическое течение. Петр Никитич Ткачев (1844—1885) . Ткачев утверждал, что ближайшая цель должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет старые государственные учреждения и создает новую государственность. Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохранится и после победы революции. С конца 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Он понял, что главное в этом опыте — создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.
жщ
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) был идеологом пропагандистского течения. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ, Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических иллюзий. Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции. Но вместе с тем он сурово критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя «торопить» историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв.

Народнические кружки в начале 70-х годов.
С начала 70-х годов в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н. В. Чайковский. Отделения тайного общества «чайковцев» возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек. В 1872 г. в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, — теоретик анархизма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. полиция арестовала многих «чайковцев», в том числе Кропоткина. Но это не прервало связи между теми, кто остался на свободе. Хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи. В деревню пошли и лавристы, и бакунисты. Первые — с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики Поднять восстание нигде не удалось. Хождение в народ подорвало идеи бакунизма. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.
Схема

«Земля и воля» 70-х годов.
В 1876 г. возникла новая организация со старым названием — «Земля и воля». В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников хождения в народ — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступили Н. А. Морозов и С. Л. Перовская. Всего в организации насчитывалось свыше 150 человек. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики», самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Террористическая деятельность допускалась только в отдельных случаях как ответная акция. В программе общества говорилось о переходе всей земли в руки крестьян и о свободе мирского самоуправления. 6 декабря 1876 г. «Земля и воля» организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе. После неудачной демонстрации народники решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. Землевольцам не удалось создать «революционную рать», о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. К осени 1877 г. в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.

Оживление либерального движения.
Русско-турецкая война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. На этой волне оживилось либеральное движение. В конце 70-х годов возник нелегальный «Земский союз»; Земские деятели, собравшись на съезд в Киеве, попытались договориться с революционерами о совместных действиях. Непременным условием они ставили отказ от террористических актов. Переговоры успеха не имели, и земцы разработали свой собственный план действий. . В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Вскоре после этого в Австро-Венгрии была напечатана программа Земского союза, включавшая три основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания.

Процесс Веры Засулич.
Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял кепку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов велел его высечь. Заключенные подняли шум, но их быстро усмирили, а приказание Трепова было исполнено. По закону он не мог требовать, чтобы перед ним снимали шапку. Телесное наказание в этом случае тоже было незаконно. 24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. В момент покушения Засулич не состояла ни в какой революционной организации. Правительство, надеясь на обвинительный приговор, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей. Дело разбиралось 31 марта 1878 г. Сначала настроение публики было не в пользу подсудимой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные заседатели признали Засулич невиновной, и суд под председательством А. Ф. Кони прекратил дело. Публика устроила овацию. По выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Раскол в «Земле и воле».
В конце 70-х годов в России сложилось напряженное внутриполитическое положение. Волновалось студенчество. Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. Казни террористов усиливали общее напряжение и вызывали новые покушения. Налицо были признаки революционной ситуации.
Но деревня оставалась спокойной. И это приводило в
отчаяние пропагандистов из «Земли и воли».
«Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Некоторые ее члены протестовали, ссылаясь на программу.
Сторонники террора съехались в Липецк в июне 1879 г.
Самой яркой фигурой среди них был А. И. Желябов. Он говорил, что социалисты в принципе не должны требовать политических преобразований и гражданских свобод.
Участники липецкого съезда решили не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри. Но на воронежском съезде Желябову не удалось одержать верх, и был достигнут компромисс.

Не пересматривая программу, решили усилить борьбу с правительством, отвечая террором на казни революционеров.
Только Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) решительно протестовал против террора. Когда компромиссная резолюция была принята, Плеханов встал и со словами: «В таком случае, господа, мне здесь больше делать нечего»—покинул съезд. Компромисс не укрепил организацию. Каждая сторона толковала его по-своему. В августе того же года на петербургском съезде фракции окончательно раскололись.
«Дере
венщики» во главе с Плехановым создали организацию «Черный передел». Она пыталась наладить пропаганду среди крестьян и рабочих, но в обстановке войны, развернувшейся между правительством и террористами, из этого ничего не вышло. В 1880 г. Плеханов вынужден был уехать за границу
«Народная воля» и ее программа.
Сторонники Желябова объединились в организацию «Народная воля». Народовольцы испытывали справедливое недовольство существовавшими в стране порядками, но были неразборчивы в средствах для достижения своих целей. Организацией руководили
Андрей Иванович Желябов (1851—1881), выходец из крепостных крестьян, и
Софья Львовна Перовская (1853—1881), дочь важного чиновника, бывшего петербургского гу
бернатора. Это были смелые, решительные люди. Под их руководством «Народная воля» стала хорошо законспирированной, разветвленной и дисциплинированной организацией. Возглавлял ее Исполнительный комитет, имевший почти
неограниченные полномочия. Ему подчинялись местные кружки и группы. Главной своей задачей она считала политический переворот и захват власти. Вслед за этим должна была прийти социалистическая революция.
Тактика захвата власти, заключалась в запугивании и дезорганизации власти путем индивидуального террора.
Не надеясь более на крестьян, народовольцы пытались организовать студентов, рабочих, проникнуть в армию. В некоторых военных академиях и училищах, а затем и в расквартированных в провинции войсках появились офицер
ские народовольческие кружки.
С осени 1879 г. народовольцы развернули настоящую охоту на царя. Их не смущало число возможных жертв, даже случайных. Дважды они подкладывали мины под рельсы, подкарауливая царский поезд. Один раз взрывной механизм не сработал, в другой'раз по ошибке был пущен под откос не тот поезд.
Во время одного из обысков полиция нашла план Зимнего дворца. Крестиком на нем была помечена царская столовая. Однако жандармы не догадались осмотреть дворец и проверить всех работающих в нем людей. 5 февраля 1880 г. в этой столовой должен был состояться парадный обед в честь болгарского князя. К торжественному выходу собралась вся царская семья, и только один человек где-то замешкался. Александр, любивший пунктуальность, начинал сердиться, когда вдруг страшной силы взрыв потряс здание. Народоволец Степан Халтурин, работавший во дворце краснодеревщиком, заложил в подвале под столовой огромный заряд динамита и заблаговременно покинул дворец. Погибло восемь солдат.

Последнее изменение: Вторник, 14 августа 2012, 04:04