Классицизм во Франции
Характерной для классицизма чертой было четкое разграничение представлений о возвышенном и низменном, прекрасном и уродливом. Во всех областях художественного творчества классицистов преобладали сюжеты, в которых воплощалась идея о необходимости подчинения частных, индивидуальных интересов отдельных лиц высоким интересам государства и общества, а также политического или религиозного движения.
Классицизм стремился к отражению объективного реального мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее известных абсолютных критериев истины и красоты. Идеалом красоты считались произведения античного искусства. Наиболее явственно классицизм расцвел в литературе Франции. А затем под непосредственным влиянием французского искусства - в Италии, Испании, скандинавских странах, России и США.

С приходом к власти Наполеона и еще ранее, с периода Директории, вместе с изменением исторической ситуации видоизменялось и ведущее художественное направление. Теперь классицизм приобрел консервативные черты и стал называться неоклассицизмом. Этот стиль отличали большая условность и холодность, внимание к внешней стороне сюжета в ущерб внутреннему содержанию.
В начале 19 столетия неоклассицизм достиг своего расцвета. Теперь он превратился в придворный художественный стиль, названный ампиром, стилем Империи. Время его наибольшей популярности совпало с провозглашением империи Наполеона. Произведения, созданные в этом стиле, отличались монументальностью, изысканно-роскошным внутренним убранством, использованием древнеримских архитектурных форм и подражанием античности. Они совершенно утратили революционные идеи и превратились в отражение официальной помпезности.

Романтизм
Великая французская революция породила в умах множество надежд на изменения к лучшему. Деятели культуры, ученые и мыслители поверили, что в основе революции лежит учение великого французского философа-просветителя Жан Жака Руссо о всеобщем естественном равенстве людей. Сам лозунг революции: “Свобода, равенство, братство” — казалось, был заимствован у Руссо.
Классицисты по-прежнему убеждали читателя и зрителя в необходимости подчинять чувства долгу, личное общественному.
“Все действительное – разумно”, - этому тезису немецкого философа и математика Лейбница, как и ранее, следовал классицизм.

Но разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. Если действительность разумна, то почему люди не становятся счастливее? Неужели разум обманывает? Неужели рациональные подходы не способны помочь человеку стать счастливым?
И на смену рационализму 18 в. приходит идеализм 19 в., нашедший свое выражение в искусстве романтизма.
Классицизм и просветительство были оптимистичны, они всегда надеялись на лучшее. Даже гибель человека в искусстве классицизма обязательно предполагала победу его дела, его идеи. Романтизм был пессимистичен. Романтики по достоинству оценивали трагическое прошлое, но и будущее представлялось им не менее трагическим и печальным. Весь мир для романтиков делился на возвышенных, гениальных личностей, и тех, кто погряз в житейской суете и не способен почувствовать ни высокую идею, ни высокое искусство. Почувствовать, а не понять! Разум в глазах романтиков перестал быть определяющим началом. Его заменили чувства. А мир оказался расколотым на художников и филистеров. Первые умели чувствовать и переживать, вторые - думали и подсчитывали барыши. Главным критерием для подобного деления стала именно способность постижения искусства.
Романтики, не принимая настоящее, идеализировали прошлое.
Именно поэтому в эпоху романтизма появился жанр исторического романа, нашедший свое вершинное воплощение в творчестве шотландского романиста Вальтера Скотта.

hgj

Произведениями “шотландского чародея” упивалась вся Европа. В его романах представали перед читателем сильные, гармоничные личности. Это были борцы за свободу, за поруганную честь - такие, как Айвенго, Роб Рой, Квентин Дорвард.
При этом личность самого их создателя была окутана дымкой тайны. Вальтер Скотт долго не ставил под своими произведениями имени автора, предпочитая публиковаться под псевдонимом.
Однако жить романтикам приходилось не в прошлом. Поэтому так характерны революционные настроения среди деятелей искусства первой половины 19 века. Ярче всего это проявилось в литературе. Романтик обязательно бросал вызов окружающему его обществу. Герой писателей-романтиков стремился любой ценой порвать с окружающими его барышниками, мир которых пленял и сковывал, стремился вырваться от них на свободу. Таков, например, лирический герой величайшего английского романтика Джорджа Байрона Чайльд Гарольд, покидающий родную Британию и отправляющийся в дальние страны - в Грецию и Италию. Он покидал родину и отправлялся в чужие края, прежде всего, потому, что там боролись за независимость. Там, среди сражающихся за свою свободу и родину людей, было место поэта. И хотя Чайльд Гарольд оказался неспособным понять величие подвига греков и итальянцев, сам его создатель своим творчеством и своей жизнью доказал, что можно следовать принципу:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.

За греков и римлян в тяжелом бою

Он буйную голову сложит.

Байрон действительно умер, защищая свободу Греции.
Не менее революционным было творчество великого немецкого поэта-романтика Генриха Гейне. Если творчество Байрона было протестом против окостеневших британских традиций, то Гейне протестовал, прежде всего, против засилья в раздробленной Германии наследников феодализма — князей и курфюрстов. Его революционная поэзия, прежде всего знаменитая поэма “Германия. Зимняя сказка”, гневно высмеивала глав карликовых государств, чьи политические и личные амбиции мешали объединению Германии.
В конце 20-х гг. 19 в. в европейской литературе появилось новое имя – Виктор Гюго. Вокруг этого автора в поисках новых путей в искусстве сплотились молодые поэты, художники и музыканты.
Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман Гюго “Собор Парижской богоматери”. Действие романа происходит в средневековом Париже, охваченном народными волнениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрыты в образе нежной и мечтательной Эсмеральды и доброго, благородного Квазимодо. У тех, кто им противостоит, - могущество, власть, деньги. Но нет такой силы, которая смогла бы сломить волю главных героев.

Европейская литература эпохи романтизма создала популярный и в наши дни жанр научной фантастики. Его основоположником принято считать французского писателя–романтика Жюля Верна.

В числе его произведений ставшие классикой романы "Путешествие к центру Земли", "С Земли на Луну", "Вокруг Луны" "20 000 лье под водой" "Таинственный остров". Верн был не только талантливым поэтом. Он обладал недюжинным даром провидения. Писатель предсказал космические путешествия, подводные лодки, вертолеты, и даже искусственные спутники, управляемые ракеты с реактивным двигателем.


Реализм
Под реализмом 19 в. понимают произведения тех авторов, которые изображали зависимость человеческих судеб, нравов и психологии от конкретных исторических условий, от общественной среды. В отличие от романтиков, писатели и художники-реалисты стремились к отражению объективного реального мира, а не возвышенного и героического, существующего только в воображении. В противоположность классицизму, реалисты не исходили из заранее установленных представлений об этом мире, а изучали и описывали его. Основой реалистического искусства стало непосредственное, живое и непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности.
Реалисты 19 в. стремились, как можно точнее изобразить жизнь всех слоев общества с присущими ей язвами и пороками. Они бичевали низкую нравственность дворян и преуспевающих предпринимателей, забитость и необразованность крестьян и рабочих, эгоизм, игнорирование всякой морали, законов, неприязнь и вызов всему обществу, характерные для революционеров.
В литературе отцом реализма считается французский писатель Оноре де Бальзак. В его литературных произведениях еще сохраняются черты романтизма: преувеличенность характеристик, небрежность языка. Но исключительному изображению любви романтиками он уже противопоставлял всестороннее изучение жизни, страстей, нравов и типов всех слоев общества. Долгие годы Бальзак работал над объединяющим более ста произведений циклом, названным “Человеческой комедией”, стремясь запечатлеть “всю социальную действительность”, познать сущность современного общества.
Современником Бальзака был писатель Чарльз Диккенс, который в своих произведениях описывал стороны реальной жизни Англии. Известные романы Диккенса “Посмертные записки Пиквикского клуба”, "Оливер Твист" и другие рисовали сцены из жизни современной ему Англии.
В конце 60-х гг. на литературном небосклоне Европы стремительно взошла новая звезда литератора Эмиля Золя. Писатель, публицист, политический деятель, он постоянно находился в центре внимания французского общества.
Подобно Бальзаку, Золя исследовал все стороны жизни Франции времен Второй империи в двадцати романах, объединенных в серию “Ругон-Маккары”. Он стал первым романистом, создавшим цикл книг о членах одной семьи.
Как и все художественные стили, реализм нашел яркое выражение не только в литературе, но и в области изобразительных искусств, особенно в живописи и графике. Здесь наивысшего расцвета достиг бытовой жанр, в котором работали художники Милле, Курбе, Мане, Дега, Ренуар и жанр политической карикатуры, представленный творчеством Домье.
В своих картинах Жан Франсуа Милле в основном показывал труд крестьян. Другой французский художник, Гюстав Курбе, изображал быт городских низов. Именно Курбе впервые предложил употребить всеохватывающее понятие реализм по отношению к живописи, которую он представлял на всеобщее обозрение.
Мысли и чувства последующего поколения французских живописцев были посвящены сердцу Франции - Парижу. Так, Эдуард Мане, выступивший в конце 50-х годов, и последовавшие за ним художники Эдгар Дега и Огюст Ренуар больше всего увлекались жизнью современного города, его контрастами и противоречиями.
Несколько в стороне от живописи реалистов середины 19 в. стоит творчество великого французского художника Оноре Домье, картины которого появились на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма. Художник вступил в искусство в начале 30-х годов как карикатурист, направив огонь своих сатирических листов против монархии Луи-Филиппа. Наряду с Гойей он может считаться создателем такого вида графики как литография. Благодаря этой новой технике широчайшее распространение получили такие его работы, как “Законодательное чрево”, “Улица Транснонен”, “Печатник, ставший на защиту свободы печати”, “Слово предоставляется подсудимому”, “Этого можно освободить, — он больше не опасен” и многие другие. В них Домье смело и открыто высказывал свои симпатии и антипатии, совмещая иногда на одном и том же листе образы, казалось бы, положительных героев с образами беспощадно сатирическими.

Импрессионисты — новые цели и техника живописи.
Художественная жизнь Франции эпохи Второй империи находилась под надзором членов Академии художеств и самого императора. Каждую весну в парижском Дворце промышленности открывались двери Салона – ежегодной выставки. Как правило, на эту выставку попадали только картины известных и имеющих успех художников. Однако при отборе картин для Салона 1863 г. жюри отклонило две трети работ. Узнав о многочисленных жалобах художников, Наполеон III распорядился организовать выставку отвергнутых картин, названную “Салон отверженных”. Большинство выставленных на ней картин было высмеяно публикой и раскритиковано прессой.
Вновь весной 1874 г. отвергнутые художники представили свои работы зрителям. С этого момента в искусстве зарождается новое направление, получившее название импрессионизм.

Постимпрессионизм.
Следующий этап развития французской живописи связан с творчеством художников, получивших имя постимпрессионистов. Все они прошли период увлечения импрессионизмом, а в дальнейшем отказались от него в поисках иных возможностей живописи. Их объединяло резкое неприятие окружающей действительности. Отсюда противопоставление себя респектабельному буржуазному обществу, бегство от него к природе, к естественным формам патриархальной жизни.
Импрессионизм и постимпрессионизм - это две стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. Импрессионизм, с одной стороны, завершал развитие всего искусства послеренессансной эпохи. Ведущим принципом этого искусства было правдивое отражение окружающего. С другой стороны, импрессионизм являлся началом крупнейшего после Возрождения переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы нового его этапа - искусства 20 века.
Возникновение массовой культуры. Приключенческие и детективные романы.
В искусстве нового, 20-го столетия развитие реализма продолжалось. Однако этот художественный стиль претерпел по сравнению с 19 в. значительные изменения. К примеру, писатели нового столетия не создавали уже таких монументальных произведений, как “Человеческая комедия” Бальзака или “Ругоны-Маккары” Золя. В то же время авторы старались найти такие литературные жанры, которые были бы интересны и доступны широкой публике. Поэтому в литературе возникли и получили популярность два направления: детективный жанр и приключенческий роман.
Пальма первенства в приключенческом жанре, бесспорно, принадлежит двум замечательным американским писателям Марку Твену и Джеку Лондону. И по сей день люди всего мира зачитываются их увлекательными произведениями.

Первые детективные рассказы были написаны еще в 1840-х годах английским писателем Эдгаром По. К 1880-м годам, т.е. тому времени, когда Артур Конан Дойл представил широкой публике своего Шерлока Холмса, величайшего сыщика в мировой литературе, детектив был уже состоявшимся жанром.

Рождение кино

Совершенство техники и изобретение дагеротипа (фотографии) в середине 19 в. подталкивало изобретателей разных стран к созданию “движущихся картин”. 28 декабря 1895 г. посетители парижского кафе пережили ужасные минуты в своей жизни: с экрана на стене на них мчался огромный поезд. Перепуганные зрители не знали, что оказались участниками одного из первых киносеансов. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый публичный показ "кинематографа братьев Люмьер".
Ученые многих стран внесли вклад в техническую разработку приборов, фиксирующих движение предметов и проекцию их на экран, но изобретателями кино принято считать братьев Огюста и Луи Люмьеров. Именно они назвали свой аппарат “синематограф”.



Последнее изменение: Вторник, 14 августа 2012, 04:04