Пояснительная записка и тематическое планирование

Адаптированная программа по предмету Роспись по дереву

 

Мезенская роспись (первый год обучения).

 

Пояснительная записка

 

 

Актуальность проблемы

Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и  как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и  близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

 

Отличительные особенности программы 
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов.

 

Цели и задачи программы 
Цель – познакомить детей с видами росписей Русского Севера и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи. 
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи: 
Обучающие: 
- научить основам художественной грамотности; 
- научить основам цветоведения; 
- научить элементарным композиционным приемам ;
- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать. 

содействовать становлению и развитию личности ребенка на национальной основе, заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития его творчества, познакомить учащихся с наследием художественной росписи, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу. 
Модифицированная программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности.
Индивидуальный подход- основа занятий по этой программе.

 

Условия эффективного развития творческой активности детей.
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для учащихся. 
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного ребёнка логику проявления творческой активности. 

 

 

Тематическое планирование

 

Урок 1.
Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий.

 

Урок 2.
Узоры в прямой клетке


Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.
Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих   народов  является   символом   плодородия.

Урок 3.

Простые элементы росписи.


Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов.
Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Выполнение задания. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.


Урок 4. Узоры в косой клетке


Цель.   Освоение   традиционных   мезенских   орнаментов.
Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

 

Урок 5. Ленточный орнамент


Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.
Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.

 

Урок 6. Роспись поставка


Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.
Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

 

Урок 7. Уточки и лебеди


Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

 

Урок 8. Роспись коробухи (крышка)


Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

 

Урок 10. Роспись утицы


Цель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.

 

Урок 11. Олени и кони


Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях,  отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением  перьев,   подобных  тем,   которые  рисовались  у  птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

 

Урок 12-17.  Роспись доски


Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.

 

 

 

 

Последнее изменение: Понедельник, 3 сентября 2012, 15:51