Загадки про букву З.

Сто один брат,

Все в один ряд

Вместе связаны стоят. (Забор)

❖ Какие бывают заборы?

❖ Где их ставят и что они огораживают?

Я сижу едва не плача,

Очень трудная .... (Задача)

❖ На какую орфограмму в слове надо обратить внимание?

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

❖ Какие характерные признаки зайки вы увидели в загадке?

Что за шар, алый шар

За рекой зажёг пожар?

Стала речка красноватой

От вечернего .... (Заката)

❖ Что такое вечерний закат?

❖ Какой оттенок приобретают все предметы во время вечернего заката?

Чёрная собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

❖ Почему замок не пускает в дом?

❖ Какие виды замков бывают?

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Назовите звонкие согласные этого слова.

Угадайте, что за шапка —

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору. (Заяц)

❖ Какую гласную надо запомнить в слове-отгадке?

❖ Разделите это слово на слоги.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора. (Заяц)

❖ Почему говорят, что зайца спасают ноги?

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст — и спит,

Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц)

❖ Какова особенность ушей и глаз зайца?

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

❖ Почему у зайца зимой другая шуба?

❖ У всех ли зайцев зимой шубка белая?

Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц)

❖ Как называется порода зайца, у которого зимой шубка становится белая?

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги. (Заяц)

❖ Кто является врагами зайца в лесу?

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки? (Заяц)

❖ Почему зайка портит в огороде грядки?

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

❖ Измените слово-отгадку так, чтобы оно обозначало много предметов. Разделите на слоги для переноса.

Главный наш источник света

Дарит жизнь зимой и летом,

Согревает нас всегда

Солнце — яркая .... (Звезда)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Какую безударную гласную в этом слове надо проверять?

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно. (Звёзды)

❖ С чем сравниваются звёзды на ночном небе?

Ясными ночками

Гуляет с дочками,

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно»,

Потому что мать — Луна,

А дочурки — .... (Звёзды)

 

Угли пылают,

Совком не достать,

Ночью их видно,

А днём не видать. (Звёзды)

❖ Почему днём звёзды на небе не видны?

За бесчисленной оравой

Ночью шёл пастух усталый.

А когда пропел петух,

Скрылись овцы и пастух. (Звёзды и месяц)

❖ С кем сравниваются звёзды и луна на небе?

Постелен ковёр,

Рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать. (Звёзды на небе)

❖ О каком горохе и каком ковре идёт речь в загадке?

На чёрный платок

Насыпано просо.

Пришёл петушок,

Склевать-то не просто. (Звёзды, небо, луна)

❖ О каком петушке идёт речь в загадке? Какое пшено он не может склевать и почему?

В коридоре топот ног,

В класс зовёт детей .... (Звонок)

❖ Когда звенит звонок в школе? О чём он говорит?

❖ Какую безударную гласную в слове-отгадке надо проверять?

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далёкой степи африканской

Резвится тельняшка морская. (Зебра)

❖ С чем сравнивается окраска зебры?

❖ Где живёт зебра?

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебры)

 

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебры)

❖ С кем и почему сравниваются зебры?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Мой и твой большущий дом,

Знают люди все о том.

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар. (Земля)

❖ Почему можно сказать, что у Земли нет ни начала, ни конца?

И топчут её, и режут её,

А она не серчает,

Людям добром она отвечает. (Земля)

 

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут.

Я всё от всех терплю

И всё равно добром плачу. (Земля)

❖ Каким добром платит людям земля?

❖ Какие звуки обозначены буквами «е» и «я» в слове- отгадке?

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Назовите ударный слог.

Я — капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

❖ Сколько гласных в слове-отгадке?

❖ Что такое кузовки?

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки —

Собираем огоньки. (Земляника)

❖ О каких алых огоньках идёт речь в загадке?

❖ Назовите звонкие согласные звуки в слове-отгадке.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон ей отдаёт. (Земляника)

❖ Почему приходится «отдавать поклон» землянике?

❖ Назовите безударные гласные звуки в слове-отгадке. Какими буквами они обозначены?

Стоит на холмике

В красной шапочке.

Кто пройдёт,

Тот поклонится. (Земляника)

❖ Как называется садовая родственница земляники?

❖ От слова-отгадки образуйте слово с уменьшительным значением.

Щёчки красные прикрыла,

Всё ж в лукошко угодила. (Земляника)

❖ Какую безударную гласную в слове надо запомнить, а какую можно проверить?

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет. (Зеркало)

❖ Назовите ударный слог в слове-отгадке.

Мудрец в нём видит мудреца,

Глупец — глупца, баран — барана.

Овцу в нём видела овца,

А обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)

❖ Назовите звонкие согласныев слове-отгадке. Какие из них имеют пару по звонкости-глухости?

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Всё как есть оно покажет. (Зеркало)

❖ Для чего человеку нужно зеркало?

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеётся тоже. (Зеркало)

❖ Что можно увидеть в зеркале?

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика,

Ребёнок увидит ребёнка во мне. (Зеркало)

❖ Образуйте форму множественного числа слова-отгадки. Назовите корень и окончание в формах.

В тёплую землю уйду,

Колосом к солнцу взойду.

В нём таких, как я, —

Целая семья. (Зерно)

❖ Какие зерновые культуры вы знаете?

❖ Как проверить безударную гласную в корне слова?

Всё вокруг бело и нежно,

И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки —

Никого он не пугает,

Дети весело играют. (Зима)

❖ Какие радости приносит зима детям?

❖ Подберите родственные слова к слову-отгадке.

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

❖ Что такое бахрома?

Запорошила все дорожки,

Разрисовала все окошки.

Радость детям подарила —

И на санках укатила. (Зима)

❖ Что означает слово «запорошила»?

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

На землю холод трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает. (Зима)

❖ С чем сравнивается белый снег на земле?

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица —

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Всё покрылось серебром. (Зима)

❖ О какой тройке идёт речь в загадке?

❖ Как названа зима в загадке?

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю.

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня .... (Зима)

❖ Какие дела, судя по этой загадке, есть у зимы?

Крыша в шапке меховой.

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла .... (Зима)

❖ Что за меховая шапка на крышах домов?

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я .... (Зима)

❖ Что такое антоним? Почему слова «зима» и «лето» — антонимы?

Снег на полях,

Лёд на реках.

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

❖ Разделите слово-отгадку для переноса.

❖ Подберите проверочное слово к безударной гласной.

Вьётся верёвка,

На конце головка. (Змея)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Можно ли это слово переносить с одной строки на другую?

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея)

❖ С чем сравнивается змея в этой загадке?

❖ Сколько звуков обозначает буква «я» в слове-отгадке?

❖ Каким звуком обозначается буква «е»?

Когда сухо — клин,

Когда мокро — блин.

Одна нога —

И та без сапога. (Зонт)

❖ Для чего нужен зонт?

❖ С чем и почему сравнивается зонт в этой загадке?

Свернёшь — клин,

Развернёшь — блин. (Зонт)

 

Гуляю я и в дождь, и в зной,

Характер у меня такой. (Зонт)

 

Из дома вышел,

А всё под крышей.

Вернулся домой —

И крыша со мной. (Зонт)

 

В ясный день

В углу стою,

В ненастный день

Гулять хожу. (Зонт)

❖ Выполните фонетический анализ слова-отгадки.

Здесь прекрасные соседи:

Волки, зайцы и медведи,

Аистята, и лисята,

И весёлые тигрята,

И слоны, и попугаи —

Где, скажите, так бывает? (Зоопарк)

❖ Какие животные живут в зоопарке?

❖ На какую орфограмму в слове-отгадке надо обратить внимание?

❖ Разделите это слово на слоги для переноса.

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

❖ Почему необходимо ежедневно чистить зубы зубной щёткой?

❖ Сколько раз в день надо чистить зубы и когда?

Полон хлевец

Белых овец. (Зубы)

❖ Что такое хлевец?

❖ С чем и почему сравниваются зубы?

Тридцать два молотят,

А один поворачивает. (Зубы и язык)

❖ Сколько зубов у человека?

❖ Какую работу выполняют зубы и язык?

❖ Какие вы знаете органы речи у человека?

Последнее изменение: Четверг, 10 января 2013, 19:46