Разговорный стиль.

Разговорный стиль - самый древний стиль речи, с него всё начиналось. Главное назначение любого языка – это прежде всего общение между людьми, поэтому разговорный стиль можно считать наиболее востребованным в нашей жизни. Интересно, что этот стиль в разные эпохи имел свои лексические и грамматические особенности, и именно по культуре разговорной речи можно судить об общем уровне культуры отдельных людей, какой-либо социальной группы или нации в целом.

Разговорная речь – живая речь, в ней часто употребляются разговорно-бытовые слова, неуместные в других стилях, а иногда и придуманные прямо на ходу (особенно у маленьких детей: «Мама, купи мне лежательные санки!»)

Часто фразы людей невозможно понять в отрыве от контекста. Например: «Еду себе, никого не трогаю, и тут – бах!» (Сама ситуация описывается невербальными средствами: жестами и мимикой). Наиболее часто разговорный стиль используется в диалогах.

Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке. Степень подготовленности речи может быть различной. В бытовом разговоре она обычно абсолютно неподготовленная (спонтанная). А при написании дружеского письма могут использоваться и написанные заранее черновики. Но никогда эта подготовленность не достигает той степени, какая свойственна книжным стилям.

Всё это приводит к тому, что основой разговорного стиля является сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей. А это порождает целый ряд языковых особенностей разговорного стиля.

Следует помнить, что разговорная речь служит не только целям сообщения, но и целям воздействия. Поэтому разговорному стилю присущи экспрессивность, наглядность и образность.

Языковые средства

Примеры

Уровень языка: Фонетика

Неполный тип произношения.

Грит вместо говорит; здрасте вместо здравствуйте.

Интонация как одно из основных средств выразительности и организации речи: быстрая смена интонаций, тембра, темпа, переливы интонационных красок и т.д.

Организующая роль интонации в бессоюзных предложениях, в предложениях со свободным соединением частей и т.д. (Мы шли/ был дождь; Метро/ сюда?)

Убыстрённый темп при произнесении формул приветствия, прощания, имён и отчеств (Тань, привет!); при выражении побуждения, особенно при сочетании с эмоцией раздражения. (Да замолчи ты!)

Замедленный темп с удлинением гласных при подчёркивании убежденности – неубеждённости (Да-а. Разуме-е-тся); для выражения удивления (– Он уже приехал. – Прие-е-хал?) и др.

Уровень языка: Лексика и фразеология

Большой процент нейтральной конкретной общеупотребительной лексики.

Диван, кровать, спать, одеваться, кран.

Нейтральная разговорная лексика.

Докторша, билетёрша, ножик, уразуметь.

Некоторые общественно-политические и общенаучные термины, номенклатурные наименования.

Революция, администрация, губернатор, анализ, радиация, бульдозер, экскаватор.

Эмоционально-оценочная разговорная лексика.

Работяга, безголовый, бедняга, дармоед.

Стандартизованные образные средства.

Метафоры: застрять в городе; ну ты и жук!; фразеологизмы: гнуть спину; набить карман; гипербола и литота: ужасно весело; страшно смешно; с ума сойти можно от этой информатики; я сейчас быка бы съел и др.

Вкрапления профессионализмов, жаргонизмов, просторечных слов и т.д.

У нас сегодня четыре пары. Да с окном. С ума бы не съехать к вечеру!

Уровень языка: Морфология

Частотность именительного падежа по сравнению с другими падежами.

Там магазин такой/ Продукты// и вход слева/ под лестницей//

Частотность личных местоимений, указательных местоимений и наречий, частиц.

Бабуля// Играла со мной в карты/ в дурака// Нас оставляли... нас оставляли вдвоем/ меня/ и её// И ещё собаку Джона, значит// Мы кормили этого Джона/ а потом садились... я бегал ей за папиросами/ и мы садились играть/ в дурака// Ну так, по десять партий в день// Вот//

Отсутствие деепричастий, редкое использование причастий (только страдательных прошедшего времени).

Ты же мне сломанный стул дала! Это сшито или готовое?

Свободное обращение с временными формами (смена времён, использование формы времени не в своём значении).

И там мы встретились. «Коля, здравствуй»... А мы сидим, вернее, стоим, болтаем там, на скамейку сядем буквально часа на три. Как начнём вспоминать, как у нас автобус засел, как нас вытаскивали.

Использование глагольных междометий.

Прыг, скок, шасть, бух, трах.

Уровень языка: Синтаксис

Короткие простые предложения, как бы нанизанные друг на друга.

Мы жили на даче. На даче вот жили мы. Всегда уезжали рано на дачу. Ещё у нас доктор был.

Неполные предложения, особенно с пропуском главных членов.

Чаю?
– Мне полчашечки.

Перестройка фразы на ходу, разорванная структура с перебоями интонации. Активность присоединительных конструкций, с вводными словами и частицами.

Мой муж был в солдатах. В артиллерии служил. Пять лет. И вот. Ему сказали: «Вот тебе невеста есть. Растёт. Очень хорошая».

Активность междометных фраз.

Ой ли? Ну и сила!

Более свободный порядок слов (слова располагаются в порядке формирования мысли). При этом всё важное передвигается в начало предложения.

Ну, мы, естественно, в заработке там теряли. Потому что простыми рабочими были. Я там токарь был.
Плетёную такую корзиночку она подала.
В Москве он тогда был.

Использование присущих разговорному стилю элементов в других стилях (публицистический, художественный) должно быть стилистически оправдано!

Последнее изменение: Четверг, 6 февраля 2014, 21:13