Конспект занятия по теме "Одежда"

«Одежда»

Цели:уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы.

Оборудование:демонстрационный материал — детская одежда, виды ткани.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)

2. Рассказ логопеда. Беседа о деталях одежды

а) Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя.)

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.)

На что мы ее надеваем? (На тело.)

Какая эта одежда? (Нижняя.) А по-другому можно сказать — белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная.)

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная.)

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.) А зимой? (Зимнюю.)

А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

б) Рассматривание рубашки.

Что это? (Рубашка.)

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть — круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть — длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета — широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман — большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка — длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

в) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

Кто же шьет одежду и где? Одежду шьют тоже на специальных швейных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами ее покупаем.

3. Итог занятия

О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду? Где мы покупаем ее?

«Одежда» (продолжение).

Цели:закрепить названия одежды и отдельные ее детали; уметь сравнивать предметы одежды; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их с существительными; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — детская одежда, две куклы, разные модели одежды.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет зимнюю, летнюю и демисезонную одежду.

2. Сравнение одежды

а) Рубашка и футболка.

Назовите, что есть у рубашки и чего нет у футболки.

Расскажите, какая может быть рубашка. (Длинная, короткая, чистая, грязная, теплая, нарядная, большая, маленькая, байковая, светлая, темная, новая, старая.)

б) Платье и сарафан. (Аналогичные вопросы.)

в) Брюки и шорты.

г) Пальто и куртка.

3. Дидактическая игра «Одень Машу и Машеньку»

У логопеда две картинки с изображением кукол. Одна большая — Маша, другая маленькая — Машенька. Логопед выставляет картинку — платье. Платье из ситца. Значит, оно какое? (Ситцевое.) Маше надеваем платье, а Машеньке — ... (платьице).

Аналогично проговариваются следующие слова: блузка — капрон, атлас, майка — вискоза, пальто — драп, носки — шерсть, юбка — шелк, футболка — трикотаж, плащ — кожа, куртка — мех.

Игровое упражнение «Замени два предложения одним».

а) Маша надевает платье.

ашенька надевает платьице. (Дети одеваются.)

б) Маша снимает пальто.

Машенька снимает пальтецо. (Дети раздеваются.)

в) Маша надевает юбку.

Машенька надевает юбочку. (Дети одеваются.)

г) Маша стирает сарафан.

Машенька гладит сарафанчик. (Дети ухаживают за одеждой.)

д) Маша пришивает пуговицу.

Машенька чистит кофточку. (Дети ухаживают за одеждой.)

4. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять ... (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять ... (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять ... (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ... (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять ... (драповых пальто).

5. Физкультминутка

6. Дидактическая игра «Магазин» Вывешиваются разные модели одежды. Чтобы купить какую-

ибо вещь, покупатель должен описать ее: как называется; какая о цвету и материалу; какие детали есть у этой одежды; в какое время года эту одежду носят.

7. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, какой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: юбка — юбочка и т.д.

Образование прилагательных от существительных. Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.

Образование притяжательных местоимений и прилагательных. Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? —

Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д..

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Подбор слов-антонимов.

Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... , короткое платье — ... , острый воротник — ... , белый костюм — ... .

7. Согласование прилагательных с существительными. Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, красивый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

Последнее изменение: Понедельник, 19 января 2015, 23:24