Конспект урока по теме "Зима"
Конспект урока по развитию речи по теме «Зима»
Цели:обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать прилагательные, подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов ; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.
Оборудование: демонстрационный материал.
Ход занятия
Рассказ учителя о зиме.
Посмотрите на картинку.
Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)
Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)
Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?
Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)
Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)
Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)
Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)
Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у
«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).
Задание. Помогите ребёнку вспомнить приметы зимы и нарисовать такую картинку, на которой их будет как можно больше. Пусть ребёнок самостоятельно составит рассказ по картинке.
Например:
Это зима. Земля покрыта пушистым белым снегом. На реке лежит лёд.
На ветвях деревьев мохнатый иней. Снегири клюют ягоды рябины. Мальчики
катаются на санках с горы. Девочки лепят снеговика. Весело детям зимой!
Физкультминутка
Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег — хлопок в ладоши - «ловят».
Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам - опускают по швам.
Задание. Помогите ребёнку подобрать прилагательные к существительным.
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, лёгкий, пушистый, холодный.
Лёд (какой?) – …
Сосулька (какая?) – …
Снежинка (какая?) – …
Сугроб (какой?) – …
Задание. Выучите с ребёнком названия месяцев зимы.
Вам поможет четверостишие:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Учитель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю ... (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые ... (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается ... (Снежок.) Вот веселье для ребят — Все сильнее ... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в ... (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился ... (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка — ... (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой ... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил ... (Снег.)
Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)
На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег — снежок, ветер — ... , мороз — ... , сугроб — ... , холод — ... , лед — ... и т.д.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
Итог занятия
О каком времени года говорили на занятии?
Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.