Конспект урока "Зимующие птицы"
«Зимующие птицы»
Цели:закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.
Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.
Ход занятия
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.
2. Беседа о времени года
Как вы думаете, какое сейчас время года?
Как вы догадались?
Какой день зимой?
Какая ночь?
Что можно сказать о снеге?
Какой бывает лед?
3. Рассказ о птицах
а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)
— Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.
Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)
— С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».
в) Логопед загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(Выставляется картинка.)
Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?
Какие это птицы? (Зимующие.)
А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.)
А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)
— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.
Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.
Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?
4. Физкультминутка
Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют, - «поют»,
Птички крошки собирают - «собирают»,
Зернышки клюют - «клюют»,
Перышки почистили - «чистят».
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели - «Улетают»,
И на место сели - садятся.
(Проводится дыхательная гимнастика.)
5. Дидактическая игра «Сосчитай»
(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.
7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки ... (улетела).
Синица в кормушку ... , вокруг кормушки .... С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д.
8.Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Например: синица — синицы — синиц и т.д.
2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока — белобокая сорока. У снегиря красная грудь — ... .
У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — ... . У синицы желтая грудь — ... .
3. Образование приставочных глаголов.
Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.
4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?
6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами.