Конспект урока "Зима. Зимние забавы"
«Зима. Зимние забавы»
Цели:закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление.
Оборудование:демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план, нарисованное полотно «Зима» с прорезями; раздаточный материал — конверты с сюжетными картинками на зимнюю тематику.
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Беседа о времени года
Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить на занятии?
Назовите зимние месяцы.
3. Работа по картинно-графическому плану
Вывешивается картинно-графический план
|
|
|
|
|
|
Солнце (светит, но не греет, холодное).
Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное).
Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие).
Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый)
Деревья стоят (голые, покрыты инеем).
Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки, и т.д.).
Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лыжах.
4. Дидактическая игра «Подбери слова»
а) Снег — (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий...).
День — (морозный, снежный, солнечный, короткий, теплый, ветреный...).
Ночь — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная...). Лед — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий...).
б) О чем можно сказать: Морозный — день, вечер, ветер... Холодная — ... (погода, зима, ночь, сосулька...). Снежное — ... (дерево, облако, озеро...). Ледяные — ... (дороги, сосульки, лужи...).
в) Подбор слов-действий. Мороз — трещит, щиплет, кусает...Метель — вьется, бушует, воет, метет... Снег — идет, летит, падает... . Дети — гуляют, катаются, играют, веселятся, смеются... .
5. Физкультминутка
Снег, снег, белый снег - Дети машут руками перед собой.
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали - «встают» на лыжи,
И по снегу побежали - «бегут».
Сегодня из снежного мокрого кома - Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили - Рисуют руками в воздухе три круга.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не пройдет, никто - Грозят указательными пальчиками.
не пройдет,
Знакома она уже всей детворе. - Идут по кругу.
А Жучка все лает: «Чужой во дворе».
6. Задания по картинкам
У каждого ребенка на столе конверт с сюжетными картинками по зимней тематике.
Посмотрите на картинки и составьте предложения.
Какое предложение по своей картинке составил Паша? (Оля катается на лыжах.)
Инна, а ты расскажи про девочек. (Девочки катаются на лыжах.)
Что у тебя на картинке? (Мальчик катает ком.)
А про кого можно сказать — «катают»? (Ребята катают ком.)
Расскажи про свою картинку. (Мальчик кормит птиц.)
— А ты начни предложение со слова «дети». (Дети кормят птиц.) (Выставляется большая картина о зиме.)
— Посмотрите, здесь нарисована горка. На чем можно съехать с горки? (На санках.)
Картинки со столов прикрепляются к большой картине.
А лыжня для кого? (Для лыжников.)
Что дети делают на катке?
Кого дети подкармливают зимой?
А здесь дети будут лепить снеговика.
Какая замечательная картина получилась. Составим по ней рассказ.
Дети составляют рассказы по картине.
7. Итог занятия
Материал для закрепления
Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы, вспомнить с детьми игры зимой. Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.