4.1. Монтаж по крупности

А теперь узнаем немного нового о теории монтажа. В этом туре мы разберем правило «Монтаж по крупности». Наверняка вы знаете, что чаще всего в готовом видео происходит смена планов по крупности. Например, главного героя иногда показывают далеко, а иногда близко, а иногда очень-очень близко, когда в кадр помещается один глаз. Это разные крупности кадра или разные по крупности планы. Иногда кажется, что оператор их снимает на свой вкус, а режиссер монтажа склеивает их так, как ему нравится. Но на самом деле есть определенное правило, позволяющее делать это красиво и правильно. 

Дадим определение понятиям ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​«кадр» и «план». 

Сразу скажем, что у этих терминов есть несколько вариантов определения. Мы будем использовать самый распространенный и удобный вариант. 

Официально один «кадр» – это один файл, записанный с помощью одного действия вкл-выкл (от нажатия кнопки «запись» до ее выключения). Кадр может длится и 10 секунд, и час – в зависимости от того, как долго оператор вел запись. На монтаже можно услышать такую фразу: «А где у нас кадр с яблоком? Найди его в библиотеке». В этом же значении вы можете встретить термин «кинокадр».

Однако термин «кадр» применяют не только в этом случае. Еще он означает минимальную неделимую частичку видео (вы можете встретить этот термин в выражении «24 кадра в секунду»). Профессионалы старой закалки называли это «кадрик», однако сегодня вы редко встретите такое название. 

Что же такое «план»? О чем говорит оператор, когда произносит: «Я снял несколько планов мероприятия»? Разве это не тоже самое, что и «кадр»? 

Термин «план» означает крупность, то, как именно показан в кадре объект. План – это рамки вашего кадра, внутри которого есть объект. У каждой крупности есть свое название. 

В учебниках по созданию кино можно встретить разные варианты деления кадра на крупности и разные названия планов. Много разных режиссеров создавали свою систему работы с крупностями. Мы будем работать с планами, которые разработал известный кинорежиссер Лев Кулешов. 

Вот планы, которые нам понадобятся в конкурсе при съемке и монтаже видео. 

Крупность плана определяют тем, какая часть человека помещается в кадре.

  • На дальнем плане человек будет достаточно маленьким. Этот план нужен для того, чтобы показать локацию и место, где герой будет действовать.

  • На общем плане человек помещается целиком, но есть небольшое расстояние меду головой и верхним краем кадра, а также между ногами и нижним краем кадра. На этом плане мы можем рассмотреть, например, образ героя. На общем плане можно показать сразу несколько героев и их взаимодействие.

  • На 1 и 2 средних планах человек помещается в половину, кадр обрезан чуть выше и чуть ниже пояса. Такие планы чаще всего подходят для записи интервью, а в фильмах для съемки диалогов.

  • Граница крупного плана проходит примерно по ключицам, а между головой и верхним краем кадра обязательно будет немного воздуха. Такой план вам может пригодится, например, чтобы сделать акцент на эмоциях героя.

  • Если в кадре помещается только часть головы, то это деталь. Кроме того, деталью будет часть руки, пальцы и т.д. 

Крупность планов, в которых нет человека, определяется по аналогии. Если мы снимаем лес, и человек в нем был бы небольшим, то план общий. Если в кадре у нас крупно ручка на столе, то это деталь, потому что в рядом в кадре поместилась бы только часть человека. 

Одно из самых важных правил в классическом монтаже – монтаж по крупности. Если сформулировать просто, то это правило гласит: склеивать кадры между сбой можно только через один (деталь – 1 средний; крупный – 2 средний; 1 средний – деталь или общий и т.д.).

Такое разнообразие кадров решает сразу несколько вопросов.

  1. Помогает зрителю не заскучать 

  1. Помогает зрителю воспринимать видео, как что-то естественное: так смотрит на мир и сам человек – иногда охватывает взглядом горизонт, а иногда видит только какую-то деталь.

  1. Дает автору видео сильное выразительное средство. 

Использовать разные крупности и собирать их в нужном порядке важно всегда, когда мы хотим, чтобы зрителю было комфортно смотреть видео. Если перескакивать слишком далеко и склеивать, например, деталь и дальний план – резкий скачок доставит зрителю необъяснимое, но неприятное впечатление. 


Последнее изменение: Вторник, 8 июня 2021, 13:40