5.2. Монтаж по фазе движения.
Одно из самых важных правил монтажа – монтаж по фазе движения. Если его освоить и применять, видеоряд станет более естественным и привлекательным.
Это правило тесно связано с визуальным восприятием окружающего мира. Когда мы смотрим по сторонам, то видим много непрерывных, но повторяющихся движений (их еще иногда называют цикличными или фазовыми). Например, шаги человека (шаг, еще шаг, еще шаг) или полет птицы (взмах крыльев, еще взмах, снова взмах), поворот колеса (один оборот, второй, третий), бег стрелок на часах... Нам знакомы эти движения, и мы понимаем, что пока продолжается действие, они будут повторяться снова и снова.
Когда мы смотрим на экран и видим такие повторяющиеся движения, мы ждем, что они как и в жизни будут плавно перетекать от начала к концу и снова к началу. Если снять такое движение одним длинным планом, проблем не будет. А вот если разбить такое движение на два-три плана, да еще и разной крупности – начнутся сложности при склейке. Первый признак неправильного монтажа по движению – эффект телепорта.
Давайте разберем пример раскадровки движения балерины. Представим, что нам нужно показать, как она исполняет фуэте (крутится на носочке одной ноги).
Покажем это двумя планами. Первый – общий, второй – средний (от пояса до колена). В начале первого плана она стоит лицом к нам, закидывает правую ногу и начинает разворот. В конце первого плана балерина к нам уже боком, носок ее ноги у колена. Пока мы показывали первый план – она успела немного развернуться.
Ошибка: если второй план мы начнем с момента, когда она стоит к нам спиной или снова развернута к нам лицом – зритель заметит, что движение обрывалось. Ее нога и она сама как бы телепортировалась при склейке.
Правильный вариант: если второй план мы начнем с того же момента, на котором закончили первый – зритель не заметит склейку. Ему будет казаться, что движение непрерывно, оно начиналось и плавно продолжалось, как и бывает в жизни при повторяющихся движениях.
Самый простой вариант избежать ошибок при съемке и сложностей на монтаже – снимать одно и тоже движение или сцену в несколько дублей. Это сильно упростит работу.
Первый дубль: фуэте от начала до конца на общем плане. Второй дубль фуэте от начала до конца на среднем плане. Тогда при склейке несложно найти одинаковую фазу у движения и склеить в нужном месте.
Такой подход помогает и с более сложными вариантами действия, например, со съемкой игры в баскетбол. Ставим камеру на общий план, нажимаем кнопку записи и ждем, пока какой-нибудь игрок закинет мяч в корзину. Потом ставим камеру напротив корзины, берем крупным планом кольцо, нажимаем запись и снова ждем, пока мяч залетит в него. Если использовать правило монтажа по фазе движения, то зритель увидит, как игрок бежит, начинает закидывать мяч в корзину на первом плане и как этот мяч на втором плане заканчивает полет и попадает в кольцо. Зрителю будет казаться, что это одно действие, что оно было непрерывное, а на самом деле – это несколько снятых подряд повторяющихся действий.
Таким образом можно снимать любую сцену с любым количеством кадров. Учитель пишет на доске «Классная работа» в три плана: первый – общий (заносит руку с мелом начинает писать Кл..), второй средний (пишет ..ассная..), третий крупно рука (дописывает ...работа). В итоге у нас одно непрерывное действие в сцене – учитель пишет у доски, тогда как на самом деле эти три плана сняли в три дубля.
Последнее изменение: Вторник, 8 июня 2021, 14:03