Пописание игр и приемов
Описание психотехнических игр и упражнений.
1. Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
« Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
« Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
2. Упражнения, направленные на развитие памяти.
«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
« Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
« Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
3. Упражнения, направленные на развитие мышления.
«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)