Программа курса

Содержание учебного предмета

«Родной русский язык» (2 класс)

Освоение информационного ресурса – 2ч

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее -8ч

Раздел 2. Язык в действии -10ч

Раздел 3. Секреты речи и текста - 8ч

 Диагностическая работа, повторение и обобщение знаний - 4ч

Проектная работа - 2ч

Всего: 34ч


       Тема занятия

Краткое содержание занятия

Кол. Час.

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

1, 2

Освоение информационного ресурса. 

Правила техники безопасности. 

Работа с программой скайп (сообщения, звук, изображения, ссылки)

Работа на курсе (вход, выход, закладки, задания оценки)

2

Участие в диалоге. Работа с мышью. Рассказ по картинке. Ориентация на курсе

3

Диагностическая работа

Диагностика уровня имеющихся знаний учащегося по предмету

1

Самостоятельная работа (выполнение  заданий диагностической работы)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8ч)

4

По одёжке встречают...

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети (например,шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Понимание значения устаревших слов по указанной теме. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с одеждой. Использование словарных статей учебного пособия для определения лексического значения слов.

1

Участвуют в беседе по теме.

Называют слова, обозначающие предметы традиционного русского быта.

Соотносят картинки (в соответствии с названием).

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

5

Ржаной хлебушко калачу дедушка

Слова, называющие то, что ели в старину (например,тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени. Понимание значения устаревших слов по указанной теме. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой (например,каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Использование словарных статей учебного пособия для определения лексического значения слов

1

Работа над проектным заданием «Почему это так называется?»

Участие в беседе о семейной кухне.

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами

6

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

1

7

Каша –кормилица наша

1

8

Любишь кататься, люби и саночки возить

Слова, называющие игры, детские забавы, игрушки (например,городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Понимание значения устаревших слов по указанной теме. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. 

1

Составление загадок по тексту. 

Подбор пословиц и поговорок к тексту. 

9

Делу время, потехе час

Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками

1

Участие в беседе по теме.

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами


10

В решете воду не удержишь

Слова, называющие предметы традиционного русского быта -домашнюю утварь и орудия труда (например,ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, сито, веретено, серп, коса, плуг). Понимание значения устаревших слов по указанной теме. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью и орудиями труда.

1

Участие в беседе по теме.

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

11

Самовар кипит, уходить не велит

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития

1

Участие в беседе по теме.

Игра “Найди лишнее”.

Игра “Идем в гости”

 

Раздел 2. Язык в действии (10ч)

12

Помогает ли ударение различать слова?

Смыслоразличительная роль ударения. Работа со словарем ударений. Произношение слов с правильным ударением (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

1

Постановка ударения в словах.

Наблюдение над словами, одинаковыми по написанию, но разными по ударению

13, 14

Для чего нужны синонимы?

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Умение пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

2

Подбор синонимов к словам.

Работа со словарем синонимов

15, 16

Для чего нужны антонимы?

Наблюдение за использованием в речи антонимов. Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. Умение пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

2

Подбор антонимов к словам.

Работа со словарем антонимов

17, 18

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Умение пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

2

Наблюдение за фразеологизмами и пословицами о дружбе, о добре.


19, 20

Как можно объяснить значение слова?

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Умение пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова

2

Работа с текстом (поиск незнакомых слов, определение их значения в словаре).

Работа с толковым словарем

21

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Совершенствование орфографических навыков.

1

Практическая работа:«Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (8ч)

22, 23

Учимся вести диалог

Участие в диалогах. Владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление. Сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Умение различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения “ты,  вы”. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

2

Участие в диалогах.

Использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление.

Задают вопросы по теме. 

Отвечают на вопросы.. 


24, 25

Составляем развёрнутое толкование значения слова

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова

2

Работа по составлению текста.

Самоконтроль.

26, 27

Устанавливаем связь предложений в тексте

Связь предложений в тексте. Использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализирование информации прочитанного и прослушанного текста: отделение главных фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор

2

Работа с деформированным текстом.

Наблюдение над словами.

Анализирование информации прочитанного и прослушанного текста

28, 29

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст.Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

2

Работа по созданию собственного текста.

Анализ текста.

Самоконтроль

30,

31, 32

Повторение и обобщение знаний, контроль

Проверка сформированных знаний и умений учащегося по разделу

Проверить знания по изученным темам 

33

34

Проектная работа

Формирование навыков проектной деятельности:выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.Развитие письменной речи

Поиск информации по проекту. Оформление материалов проекта.

 

Всего:


34ч



Последнее изменение: Пятница, 5 ноября 2021, 11:43