Программа курса

«Родной русский язык» (3 класс)

Освоение информационного ресурса – 2ч

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее -10ч

Раздел 2.  Язык в действии -6ч

Раздел 3. Секреты речи и текста - 6ч

Диагностическая работа, повторение и обобщение знаний - 4ч

Проектная работа - 6ч

Всего: 34 ч


       Тема занятия

Краткое содержание занятия

Кол. Час.

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

1, 2

Освоение информационного ресурса. 

Правила техники безопасности. 

Работа с программой скайп (сообщения, звук, изображения, ссылки)

Работа на курсе (вход, выход, закладки, задания оценки)

2

Участие в диалоге. Работа с мышью. Рассказ по картинке. Ориентация на курсе

3

Диагностическая работа

Диагностика уровня имеющихся знаний учащегося по предмету

1

Самостоятельная работа (выполнение  заданий диагностической работы)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10ч)

4

Где путь прямой, там не езди по кривой

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми(правда –ложь). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

1

Участие в беседе по теме.

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами


5

Кто друг прямой, тот брат родной

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг –недруг, брат –братство –побратим)

1

Участие в беседе по теме.

Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами


6

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя. Формирование умения распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие природные явления). Использование словарной статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Уточнение значения фразеологических оборотов, связанных с темой урока; уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения

1

Участие в беседе по теме.

Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие природные явления).

Выражение своих мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Работа с фразеологическими оборота, связанных с темой урока.

7

Сошлись два друга –мороз да вьюга

Слова, называющие природные явления: образные названия снега. Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие природные явления). Использование словарной статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Уточнение значения фразеологических оборотов, связанных с темой урока; уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения

1

Участие в беседе по теме.

Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие природные явления).

Выражение своих мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Работа с фразеологическими оборота, связанных с темой урока.

8

Ветер без крыльев летает

Слова, называющие природные явления: образные названия ветра. Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие природные явления).Использование словарной статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Уточнение значения фразеологических оборотов, связанных с темой урока; уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.

1

Участие в беседе по теме.

Распознавание слов, называющие природные явления.

Выражение своих мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Работа с фразеологическими оборота, связанных с темой урока.

9

Какой лес без чудес

Слова, называющие растения. Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие растения). Использование словарной статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Уточнение значения фразеологических оборотов, связанных с темой урока; уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.

1

Участие в беседе по теме.

Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие растения).

Работа с толковым словарем

10

Дело мастера боится

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например,ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие занятия людей). 

1

Знакомство со словами, называющими занятия людей.

Распознавание слов, называющие занятия людей). 


11

Заиграйте, мои гусли...

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например,балалайка, гусли, гармонь). Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (слова, называющие музыкальные инструменты). Распознавание русских традиционных сказочных образов, эпитеты и сравнения; наблюдение особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы

1

Знакомство со словами,  называющими музыкальные инструменты. 

Распознавание слов, называющие музыкальные инструменты).

Наблюдение особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы

12

Что ни город, то норов

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Использование словарной статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

1

Участие в беседе по теме.

Знакомство со старинными русскими городами, историей происхождения этих названий.

Выражение своих мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.


13

У земли ясно солнце, у человека –слов

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,Снегурочка, Дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

Участие в беседе по теме.

Знакомство со сказочными образами.

Работа с текстом.

Наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

 

Раздел 2. Язык в действии (6ч)

14, 15

Для чего нужны суффиксы?

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическую особенность русского языка (например,книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Правильное произношение слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Синонимические замены с учётом особенностей текста. Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

2

Знакомство с многообразием суффиксов.

Правильное произношение слов.

Выделение суффиксов в словах.

Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

16

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. Правильное произношение слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности. Синонимические замены с учётом особенностей текста. Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

1

Наблюдение над словами разного рода.

Выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности. 

Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

17

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Правильное употребление отдельных форм множественного числа имен существительных. Правильное произношение слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Синонимические замены с учётом особенностей текста. Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

1

Наблюдение над словами, имеющими только форму единственного или только форму множественного числа.

Работа со словами (определение числа, сравнение).

Составление предложений.

Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов


18

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа). Правильное употребление отдельных форм множественного числа имен существительных. Правильное произношение слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Синонимические замены с учётом особенностей текста. Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

1

Употребление отдельных форм множественного числа имен существительных в речи.

Правильное произношение слов.

Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов


19

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных. Правильное произношение слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Синонимические замены с учётом особенностей текста. Пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользование орфографическим словарём для определения нормативного написания слов

1

Работа с деформированным текстом.

Выделение предлогов в тексте.

сравнение слов с предлогами и без них.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (6ч)

20, 21

Создаём тексты-рассуждения

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Оценка устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотнесение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логические связи между абзацами текста; объяснение заголовка текста.

2

Создание текстов-рассуждений.

Оформление текста.

Установление логических связей между частями текста.

Объяснение заголовка текста.

22, 23

Учимся редактировать тексты

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Овладение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отделение главных фактов от второстепенных, выделение наиболее существенных фактов, установление логической связи между фактами. Редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Оценка устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотнесение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логические связи между абзацами текста; объяснение заголовка текста

2

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Анализ информации прочитанного и прослушанного текста.

24, 25

Создаём тексты-повествования

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Оценка устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотнесение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логические связи между абзацами текста; объяснение заголовка текста

2

Создание текстов-рассуждений.

Оформление текста.

Установление логических связей между частями текста.

Объяснение заголовка текста.

26, 27, 28

Повторение и обобщение знаний, контроль 

Проверка сформированных знаний и умений учащегося по разделу

Проверить знания по изученным темам 

29, 30, 31, 32, 33, 34

Проектная работа (после каждого раздела)

Формирование навыков проектной деятельности:выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.Развитие письменной речи

Поиск информации по проекту. Оформление материалов проекта.

 

Всего:


34ч



Примеры проектных работ для 3 класса:

  1. Проектное задание.Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

  2. Проектное задание.Странички «Природного словаря».

  3. Проектное задание."Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города”

  4. Проектное задание."Место, в котором я живу".








Последнее изменение: Пятница, 5 ноября 2021, 11:56