Определяем тип мышления (опросник)

У каждого человека преобладает определенный тип мышления.

Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет – «–».

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

1.    Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2.    Мне интересно составлять компьютерные программы.
3.    Я люблю читать книги.
4.    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6.    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7.    Я люблю играть в шахматы.
8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9.    Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11.  Мне нравится  все делать своими руками.
12.  В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13.  Я придаю большое значение  сказанному слову.
14.  Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15.  Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18.  Мне интересна  работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20.  Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.
21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24.  Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.
25.  Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27.  Я понимаю красоту математических формул.
28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32.  Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34.  Красота для меня важнее, чем польза.
35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.
36.  Истинно только то, что можно потрогать руками.
37.  Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.
38.  Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39.  Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.
40.  Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. 

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4.Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?

По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно использует лишь ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называет гениями, - не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого и использовать огромный потенциал, отпущенный нам природой.

Мышление – трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии. На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы. Поэтому интеллектуальные тесты необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении.